Мы стремились войти во второй пилот прежде всего потому, что на опыте первого пилота поняли: в результате школа получит невиданную самостоятельность. Мы использовали ее для оптимизации управления и штатного расписания, перестройки работы с педагогами. Главное, что удалось сделать, - довести до сознания коллег, что общий котел фонда зарплаты прямо зависит от числа учащихся и, конечно, от уровня работы всей школы, ведь неудовлетворенность семьи этой работой может привести к тому, что деньги уйдут из фонда школы вместе с этой семьей.
Распределение бюджетных ассигнований школы №26, участвующей в проведении пилотного проекта по развитию общего образования с 1 июля 2011 года:
Объем средств, доведенных по смете, - 98091,1
Объем средств, рассчитанный по нормативу, - 106574,7
Объем недостающих средств - 8483,6
Внедрение НСОТ помогло повысить заинтересованность каждого учителя в общем результате. Мы отнеслись к этому неформально, почувствовав, что активное участие учителей может серьезно изменить отношение внутри коллектива, свести к минимуму конфликтные ситуации.
Систему разрабатывала рабочая группа, в которую вошли самые уважаемые педагоги. Эта же группа в настоящее время выносит на утверждение распределение стимулирующей части, и главное, чего мы добились, - коллектив уверен в справедливости вознаграждения, ведь кроме материального вознаграждения для учителей имеет значение признание их профессиональных и моральных качеств.
Серьезный вопрос - качество образования. Школа участвует в городских программах оценки качества образования, но кроме этой, несомненно, полезной работы есть важнейший критерий оценки качества - это мнение родителей об успехах их детей.
Мы стараемся быть гибкими в учете потребностей и интересов семей. При этом мы предлагаем им и то, что для них не кажется очевидным, используя инновационные педагогические технологии, такие как ИКТ, игровую педагогику, уроки вне стен класса и многое другое.
Поскольку дополнительное образование для нас стало ключевым в воспитании, мы предлагаем большое разнообразие в его выборе. Управляющий совет помогает получать консолидированное мнение родительского сообщества по предлагаемым услугам.
Сейчас мы проходим трудный, но интересный этап - объединение в комплекс двух школ и нескольких детских садов, считаем, что комплекс позволит жителям микрорайона получать качественное образование от дошкольного до полного среднего в одной образовательной организации. Наши будущие родители уже нас поддержали - им не нужно будет тратить нервы при поступлении в первый класс, не нужно будет искать профильное образование на стороне. Наш комплекс приложит все усилия, чтобы оправдать их доверие и ожидания.
Помимо клуба директоров пилотных школ я вхожу в другой клуб - клуб школ, которые зарабатывают больше всего внебюджетных средств. Могу сказать, что с первых лет моего пребывания на должности директора школы у нее не было ни привилегий, ни послаблений. Эта строгая обстановка заставляла все время искать возможности, не давала успокаиваться и застаиваться ни мне, ни коллективу.
Устойчиво зарабатывать внебюджетные средства мы научились не сразу, этот путь был негладким и небыстрым, занял он не один и не два года.
Мы научились работать с грантами Департамента образования. Грант - хороший стимулятор творческой активности: сегодня он есть, а завтра его может и не быть.
На этом пути мы многому научились, что-то заимствовали и продолжаем изучать и перенимать опыт у уникальных московских школ, которые работают фактически как исследовательские или ресурсные центры. Думаю, что в государственное задание таким школам могут включаться работы, связанные с исследованиями и разработками в области общего образования.
Одним из основных направлений нашей работы стало формирование комплексной системы выявления и поддержки одаренных и высокомотивированных обучающихся, так как это предусмотрено и программой «Столичное образование». Реализация этого направления включает выявление, поддержку и развитие детской одаренности на основе взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования, поддержку на конкурсной основе сетевых объединений государственных образовательных учреждений по работе с одаренными детьми, поддержку проведения конкурсов и олимпиад, участия в международных и российских мероприятиях для одаренных и высокомотивированных детей, внедрение нормативов подушевого финансирования педагогического сопровождения одаренных детей.
Еще одним механизмом привлечения дополнительных бюджетных средств может стать конкурс программ развития, по результатам которого школа может получить не разовую субсидию, а гарантированное, распределенное на 3-5 лет субсидирование своего развития. Критерием победы в конкурсе может быть, например, соответствие программы развития направлениям программы «Столичное образование». В этой программе, как известно, предусмотрено поэтапное внедрение новых финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов, стимулирующих повышение качества услуг и эффективности деятельности государственных общеобразовательных учреждений. Реализация этого мероприятия включает разработку и поэтапное введение механизма зависимости объемов финансирования от качества, результативности оказания услуг и эффективности использования бюджетных средств с учетом реализации пилотного проекта по развитию общего образования, создание условий и порядка применения механизма программного финансирования за счет субсидий, имеющих целевое назначение.

Информация к сведению


33 объединения дополнительного образования:
•    3 танцевальные студии
•    2 театральные студии
•    Вокальная студия
•    Академия детского мюзикла
•    Арт-студия
•    Академия прикладного мастерства
•    10 спортивных секций (волейбол, карате, тхэквондо, теннис, футбол, шахматы)
•    Кружок технического моделирования
•    Кружок резьбы по дереву
•    3 студии по изучению китайского, греческого, французского языков и культуры
•    2 детских военно-патриотических объединения «Соколы России» и «Вымпел»
•    Кружок «Юный экскурсовод» на базе школьного музея 13-й гвардейской стрелковой дивизии
•    3 ученические газеты («Голоса», «Голосята» и «Время жить»)
•    Школьный журнал «Обычная школа», зарегистрированный как СМИ
•    Школьный пресс-центр
•    Школьная телестудия