Все время речь идет о нарушениях в ППЭ, это вызывает у меня и не только у меня опасения, что найдут стрелочников. Недавно я была на заседании аналитической комиссии при Правительстве РФ. Ужасающее впечатление произвел доклад, где, в частности, было сказано о том, что возможны были «утечки» контрольно-измерительных материалов на местном, региональном и федеральном уровнях. Я не сомневаюсь, что, возможно, есть какие-то продажные учителя, которые так действуют, в то же время, насколько мне известно, большая часть учителей, организующих экзамены, действуют честно. Но выполнение нынешних инструкций - это имитация деятельности. Учителя-организаторы очень аккуратно собирают у детей мобильные телефоны, все четко и хорошо, но проверить, есть ли у них вторые мобильные телефоны, они не имеют права. Они провожают детей до туалета, на этом их функции заканчиваются. То есть учителя все делают, но всем изначально известно, что дети стараются ловчить. На мой взгляд, проблема не только и не столько в мобильных телефонах, в списываниях из Интернета, хотя я очень надеюсь, что найдут тех, кто делал эти ужасающие снимки, и они будут наказаны, причем не просто увольнением с работы. Но я вижу главную проблему в том, что организуют ЕГЭ те же органы, что заинтересованы в его хороших результатах. Учителя - люди подневольные, и хорошо известно, что каждого из нас - и учителя, и школу, и округ, и регион - оценивают по результатам ЕГЭ. Это, на мой взгляд, совершенно возмутительно. Не может быть такого, чтобы проверяли экзаменационные работы те, кого потом будут оценивать по результатам этого экзамена. В этом главный изъян ЕГЭ.
Группа независимых экспертов выработала предложения по совершенствованию ЕГЭ.
По организации ЕГЭ в целом:
    Законодательный запрет чиновникам (в идеале указом Президента РФ) оценивать работу учителей и школ по критерию сдачи ЕГЭ. Разработка и введение коэффициента соответствия школьных оценок результатам ЕГЭ с допустимым отклонением. В этом контексте следует вернуться к вопросу о переходе от совершенно устаревшей пятибалльной, а фактически четырех- или даже трехбалльной шкалы школьных оценок к десятибалльной шкале, привязанной к ЕГЭ.
    Отказ от существующей процедуры шкалирования результатов ЕГЭ. Было бы правильно, если бы напротив каждого задания ЕГЭ стоял его «вес» в тестовых баллах. В таком случае выпускник получил бы возможность разрабатывать индивидуальную траекторию сдачи экзамена. А его результаты вызывали бы меньше недоумений.
    Отказ от проведения ГИА по крайней мере на ближайшие годы. Это экзамен, на качественную организацию которого сегодня ни у кого не хватает ни времени, ни сил.
    Создание независимых центров тестирования, которые могли бы по заказам государства, региональных властей и муниципалитетов проводить ЕГЭ и оценку качества образования в целом, в том числе на разных образовательных ступенях. Центры должны нести материальную ответственность в форме штрафов за нарушения экзаменационной процедуры.
    Разделение ЕГЭ на базовую и профильную части с разнесением их во времени. Все базовые экзамены по 6-8 школьным предметам сдаются в 10-м классе или, в крайнем случае, в первом полугодии 11-го класса. 11-й класс - особенно второе полугодие - время для пересдачи тем, кто не смог сдать удовлетворительно, но не ранее, чем через три месяца после первой сдачи, и для целенаправленной подготовки к профильным ЕГЭ, которые и засчитываются при поступлении в вуз.
    Проведение эксперимента по частичной или полной сдаче ЕГЭ в компьютерной форме.
    Ужесточение эксперимента по частичной или полной сдаче ЕГЭ в компьютерной форме.
    Ужесточение ответственности за нарушения при подготовке и проведении ЕГЭ (дисквалификация на год педагогов, ответственных за проведение экзамена в ППЭ в случае «утечек»: введение уголовной ответственности за нарушение правил ЕГЭ и кражу контрольно-измерительных материалов; пересдача для всех школьников, не уличенных лично в нарушениях процедуры сдачи ЕГЭ, но присутствовавших в той аудитории, откуда незаконно осуществлялся выход в Интернет).
    Обязательная выплата стимулирующей надбавки педагогам, принимавшим участие в организации и проведении ЕГЭ, разработка соответствующих нормативов.

По процедуре проведения ЕГЭ:
    Оборудование ППЭ средствами глушения мобильной связи по всему диапазону с охватом не только аудиторий, но и туалетов.
    Оборудование аудиторий видеокамерами с организацией онлайн-трансляции экзамена.
    Разделение экзамена на две или три части (выполнение частей А, В и С) с пятнадцатиминутным перерывом между ними для посещения туалетов. Та часть экзамена, которая сделана до перерыва, сдается и опечатывается. По окончании перерыва выпускник получает задание и приступает к выполнению следующей части. Это исключит хождение по туалетам.
    Организация в ходе экзамена эффективного взаимодействия между государственными образовательными структурами, правоохранительными органами и общественностью. Любая жалоба на нарушение, поступающая в Рособрнадзор, должна немедленно рассматриваться, проверяться и в случае необходимости направляться правоохранителям.
    Проведение экзаменов для выпускников из одного класса в разных школах, то есть в одной аудитории должны сдавать экзамен ученики из нескольких разных классов. Для этого снятие со школы ответственности за доставку учащихся в ППЭ, поскольку они вполне в силах сами добраться до них.

По контрольно-измерительным материалам ЕГЭ:
    Число базовых (неперемешанных) вариантов ЕГЭ для каждого региона должно составлять не менее 30-40. Число перемешанных вариантов может и должно быть в разы больше. Тогда «слив» за один-два дня до экзамена не будет иметь никакого значения.
    Для создания большого числа вариантов понадобится увеличить банк заданий ЕГЭ. Сделать это можно за один год, если это дело не останется монополией федеральных комиссий разработчиков ЕГЭ. Широко объявленный и проведенный конкурс по закупке соответствующих заданий от специалистов по всей стране позволит за сравнительно небольшие деньги надолго решить проблему заданий ЕГЭ.
    Необходимы элементарные технические меры, способные эффективно снизить риск утечек, например маркировка всех КИМов, защита от копирования.
    Усиление роли научно-методических советов (НМС) в утверждении КИМов, недопустимость ситуации, когда КИМы принимаются в обход НМС, как это было с историей в 2012 году.
    Рассмотрение возможного варианта полного открытия базы данных КИМов или, может быть, открытия только заданий частей А и В при условии резкого увеличения количества вариантов.