Таких наблюдателей в этом году было около 6 тысяч человек. Примерно на каждом экзамене присутствовали от 3 до 12 человек. Общественные наблюдатели имели право контролировать и смотреть за ходом работы ППЭ, за тем, как проверяют паспорта у тех ребят, которые приходят на экзамен, могли находиться на территории ППЭ не только в коридорах, но и в аудиториях при условии, что они будут там находиться до конца экзамена, чтобы не мешать ребятам хождением по аудиториям. Все замечания, которые высказали общественные наблюдатели, мы анализируем для того, чтобы провести определенную работу и принять меры по совершенствованию самого экзамена, а если были нарушители, то принять административные меры. В нашей работе в качестве общественных наблюдателей участвовали представители СМИ, которые проявили большую активность и присылали своих аккредитованных сотрудников, они снимали, брали интервью, находились в ППЭ до начала самого экзамена, после чего мы просили их не мешать ребятам в сдаче экзамена. Журналисты продолжали свою работу и после окончания экзамена, общались с преподавателями, учениками и их родителями.
В этом году все наши ППЭ были оборудованы дополнительными видеокамерами, изображения с которых сводили в единый центр на территории РЦОИ на Семеновской    лощади. Там была оборудована комната, где общественные наблюдатели могли посмотреть на абсолютно любой экзамен и увидеть, что там происходит в режиме онлайн. То есть это было дополнительным общественным контролем, который проводили жители нашего города, в том числе активные педагоги-ветераны.
Конечно, управление госконтроля проводило проверки и получило результаты этих проверок, которые анализировало. Первое, на что мы обращали внимание, - это хранение контрольно-измерительных материалов перед выдачей их ребятам, то есть сохранность пакетов, целостность всех материалов. Мы проводили тотальные проверки - как ночные перед экзаменами - с 12 часов ночи до 6 часов утра, так и выборочные по округам. Могу сказать, что по результатам проверок не было обнаружено нарушений при хранении КИМов. Мы также проверяли доставку и прием материалов в территориальные РЦОИ - места, где материалы хранили, сканировали и выдавали, в ходе этих проверок крупных нарушений не было выявлено, так же как и при проведении экзаменов. Основная масса нарушений сводилась к тому, что там либо невовремя вывешивали списки участников ЕГЭ, либо не совсем хорошо во время экзаменов был организован вход участников экзамена в ППЭ, либо опаздывали или не являлись некоторые организаторы экзаменов.
К сожалению, должен отметить, что к серьезным нарушениям мы относим такие, как использование электронно-технической техники, различных справочных материалов (шпаргалок) и мобильных телефонов во время проведения экзаменов. После того что было проведено много работы по разъяснению того, что никто, как это сказано в правилах, не имеет права не только использовать, но и просто иметь при себе выключенные мобильные телефоны во время проведения экзаменов, некоторые выпускники все же допускали нарушения и проносили с собой в ППЭ мобильные телефоны. У нас собрана такая статистика по 120 случаям обнаружения мобильных телефонов и дополнительных справочных материалов, основная масса таких нарушений была допущена на экзаменах по русскому языку (38) и по математике (37). На экзаменах по выбору приходится 45 случаев нарушений (от 0 до 13). Я не могу выделить ни одного округа как лидера в нарушениях, все округа имеют 10-12 таких случаев, наименьшее количество удаленных с экзамена за нарушения в Зеленоградском округе и в ТиНАО. По всем случаям нарушений, которые были зафиксированы, были составлены акты, протоколы, соответственно выпускники, которые решили сдавать экзамены нечестно, потеряли все результаты, не получат аттестаты и смогут пересдать ЕГЭ только в следующем году. У нас в этом году сдавали ЕГЭ выпускники школ прошлого года, это люди, которые достигли восемнадцатилетнего возраста. Два человека пронесли на экзамен мобильные телефоны, мы по этому поводу составили протоколы о нарушениях и передали материалы в суд. Также подготовлены 13 протоколов по поводу различных нарушений для передачи в суд. Мы жестко подходили ко всем присутствующим на экзамене. На досрочном экзамене был удален организатор - педагог из Восточного округа, который имел при себе мобильный телефон. Мы исходили из того, что учителя должны показывать пример своим ученикам, и если ученикам нельзя проносить мобильные телефоны на территорию ППЭ, то педагога тоже касается этот запрет.
К великому сожалению, именно с педагогом произошел очень неприятный случай в Западном округе, когда при плановой проверке управления госконтроля в одной из школ - №29 - во время проведения ЕГЭ по математике на территории ППЭ был обнаружен учитель математики из Центра образования №1488, который не имел права там находиться. Учитель имел при себе мобильный телефон, справочные материалы. Он дал объяснения, что хотел помочь своим ученикам наилучшим образом сдать экзамен. Мы составили административный протокол и передали его в суд, который примет решение по данному учителю. Кроме того, были предприняты меры к уполномоченному руководителю ППЭ и руководителям школ.

Информация к сведению

Татьяна БАРИНОВА, начальник Западного окружного управления образования:

- В тот день, когда на территории ППЭ в школе №29 был обнаружен учитель математики из Центра образования №1488, управление образования провело служебное расследование. По итогам расследования оба директора подали заявления об уходе и сложили с себя полномочия руководителей ОУ, поскольку косвенно содействовали нарушению правил проведения ЕГЭ. Учитель математики Центра образования №1488 в этот же день был освобожден от занимаемой должности. Наш округ поддерживает обращение московских учителей, которые обратились с письмом к министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову и потребовали честного проведения ЕГЭ, честного отношения к экзаменам как учеников, так и взрослых. В свете этого решения руководителей образовательных учреждений о том, что они не могут руководить школами, можно говорить: начинается понимание особой ответственности и за организацию ЕГЭ, и за его результаты. Мы согласны с позицией председателя Московского городского экспертно-консультативного совета родительской общественности Людмилой Мясниковой, высказанной ею на страницах «УГ-М»: «Нечестный, безответственный подход к проведению экзаменов по ЕГЭ нарушает права большинства людей, особенно тех, которые честно готовились и честно сдают экзамены».
Мне прискорбно, что такой факт нарушения зафиксирован в нашем округе, надеюсь, что это станет очень серьезным уроком и для руководителей образовательных учреждений, и все тех взрослых педагогов, которые имеют отношение к ЕГЭ.

Мнение по поводу

Исаак КАЛИНА, исполняющий обязанности министра образования Москвы:

- Грустно, что такое случилось в Москве. Думаю, единый государственный экзамен оказался экзаменом не только для нынешних школьников, но и для нас, взрослых. Это ведь мы, выпускники школ разных лет, когда никакого ЕГЭ еще не было, говорили, что у нас все так хорошо, это же мы, во-первых, не сумели нынешних выпускников так научить, чтобы им не было никакой нужды списывать, это мы, во-вторых, не сумели воспитать детей так, чтобы у них была неприязнь вообще к списыванию, и не сумели так организовать проведение ЕГЭ, чтобы у выпускников не было возможности списывать. Очень жаль, что из-за каких-то некоторых людей вообще теряется доверие к учительству.
Я тоже прочитал письмо московских учителей к Дмитрию Ливанову и разделяю его пафос, но мне кажется, мы рано расписываемся в недоверии к самим себе. Мы надеемся, что кто-то придет, проведет этот экзамен более честно и объективно. Как раз я думаю, что все-таки учительское сообщество может наиболее объективно проводить экзамены, не допустить никаких нарушений. Нужно понять простую вещь: если я, учитель, работая организатором в аудитории, позволяю одному ученику списать, то позволил стать участником кражи этим учеником результатов еще 800 тысяч школьников страны, в том числе 50 с лишним тысяч московских выпускников. (У своих же крадем!) Хочу, чтобы мы, взрослые, свой ЕГЭ сдали: учили так, чтобы никому не нужно было ничего списывать, чтобы воспитывали так, чтобы наши дети не хотели ничего списывать, чтобы организовали все так, чтобы не было никакой возможности списать на экзамене. Нам мешают, как когда-то говорили, пережитки прошлого, но их пора изживать.

Михаил СЛУЧ, начальник Юго-Западного окружного управления образования:


- Тема сдачи ЕГЭ настолько тонкая и ответственная, что тут все нужно анализировать очень серьезно. Можно сказать, что в работе директора школы мы сталкиваемся с определенными проблемами и привычками, мы видели, что на пробный экзамен у нас приходили меньше детей, чем раньше, что дети по-прежнему не были информированы по поводу бланков и мобильных телефонов. Это говорит, что для руководителей образовательных учреждений ЕГЭ превращается в плохом смысле слова в рутину. Мы сталкивались с таким фактором, как наша общая ответственность - ответственность сети, во многих случаях все, что происходит на ЕГЭ, это не только ответственность, например, учителя математики, который работает в данной школе, и не только директора данной школы. На самом деле это ответственность и тех коллег, которые планируют работать дальше. На повестке дня вопрос ведомственной честности и чести. Когда мы говорим об образовательных учреждениях, в которых сдают ЕГЭ наши дети, то понятно, что здесь возникают самые разные факторы и самые разные подозрения и по поводу того, насколько грамотно будут созданы условия, в которые попадают наши ученики. Мне кажется, что в Юго-Западном округе это был действительно вопрос чести - обеспечить на ЕГЭ абсолютно равные условия для всех выпускников. Важны требования к руководителю в части анализа и прогнозирования. Мы видим некоторые интегральные цифры, связанные с выбором выпускниками экзаменов, мы понимаем, что эти выборы год от года меняются, может быть, не очень сильно, директора ОУ должны внимательно следить за этими цифрами и заниматься прогнозированием. Мы видим, какие результаты наши выпускники показывают на пробных экзаменах, какие результаты они показывают на олимпиадах, и можем что-то планировать по ЕГЭ. Если мы говорим о качественных экзаменах, то понимаем, что все эти вещи должны как-то между собой коррелировать.