Команда Москвы состояла из 8 десятиклассников и 50 одиннадцатиклассников, которые выступили весьма успешно: среди 10-классников - 3 призера, среди 11-классников - 17 призеров и 3 победителя. 4 участникам из 11-го класса не хватило буквально 3-4 баллов до призерства. Победителями признали тех, кто набрал 216 и более баллов, призерами - тех, у кого 167 баллов. Всего по итогам олимпиады 74 участника стали победителями и призерами. Из них 23 - Москва, 12 - Новосибирск, 4 - Удмуртия. Таким образом, московская команда составила 31,1% от общего числа победителей и призеров. По сравнению с 2012 годом количество победителей и призеров выросло на 3,5%. В 2012 году команда Москвы состояла из 72 участников, из них 26 стали победителями и призерами.
Всероссийская олимпиада по экономике в этом году была и соревнованием, и обучением: и учителям, и школьникам читали лекции лучшие педагоги-экономисты Москвы, а игры проводили лучшие студенты Высшей школы экономики.
На старте олимпиады всех ее участников приветствовал заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ Лев Любимов: «Вы выбрали стезю, траекторию, и я считаю, вам повезло, что в начале этой траектории стоит Высшая школа экономики, потому что этот вуз сегодня профессионально ориентирует как в образовательной области, так и в исследовательской сфере. Чтобы поступить в Вышку, нужно учиться не абы как, на троечки, а хорошо и потом плодотворно, творчески продолжать жизнь. Выполнит ли каждый свое предназначение или нет, зависит от того, сможет ли человек осуществить это предназначение, которое сводится к простым словам: исполниться, сбыться, осуществиться. Для этого нужно приобрести то, что давным-давно называется словом «самость». Самость - это способность думать самому, способность иметь свою точку зрения и не бояться ее высказывать. Я хотел бы, чтобы каждый молодой человек реализовал это качество второго плана».
Перед участниками олимпиады выступил проректор НИУ ВШЭ, заведующий кафедрой экономики труда и народонаселения Сергей Рощин: «В университете собираются люди, во-первых, потому, что они умные, во-вторых, потому что им тут ужасно интересно. Если так устроена окружающая жизнь, они еще интересуются теми, кто идет за ними. Когда я вижу школьников, я понимаю, что у университетской корпорации есть будущее, есть кому отдавать, есть что отдавать, есть кому и что передавать, потому что если бы не было молодого поколения, все теряло бы смысл. Когда есть полный зал участников олимпиады по экономике, который в борьбе за интерес, за знания хочет прийти, то есть в кого инвестировать знания, тогда и есть университет. Я всегда говорю студентам, что важно не чему учиться, а как и с кем. Поэтому я хочу, чтобы школьники научились выбирать это «как и с кем», выбирать тех учителей, которые смогут куда-то вывести, продвинуть своих учеников. У нас многое может получиться, если мы научимся принимать эстафетную палочку и бежать с ней дальше».
Профессор МГУ имени Ломоносова Андрей Кочергин высказал надежду, что все участники олимпиады по экономике все равно станут в каком-то смысле победителями, даже если их имен не окажется в заветном списке победителей и призеров: «К сожалению, иногда так получается, что многие из тех, кто выиграет на нынешней олимпиаде, потом не окажутся в числе победителей в жизни, поэтому олимпиада - важный промежуточный этап для многих участников, тут может сразу определиться судьба на многие годы вперед. Но останавливаться на этом не надо, потому что, если дальше расслабишься, то не окажешься победителем».
Всего ребятам нужно было выполнить задания трех туров, задания непростые, но выполнимые. Вот как о них говорит призер олимпиады Евгений Трухачев: «Я участвовал в разных олимпиадах по разным предметам и могу судить об уровне заданий олимпиады по экономике. Они вполне соответствуют уровню Всероссийской олимпиады. Очень многое решает настрой: если правильно себя подготовить, все получится».
Пока ребята выполняли задания, для сопровождающих педагогов организаторы устроили лекции и мастер-классы. Одну из интересных лекций прочитал Владимир Гимпельсон («Человек и его работа под микроскопом у экономистов»), отметивший, что рынок труда один из важнейших рынков, от того, как он работает, зависит очень многое: «Я не буду рассказывать о рынке труда как таковом, я буду говорить о том, почему экономисты интересуются трудом, как они его изучают, с помощью каких инструментов, какие вопросы ставят». Другую лекцию, о том, «Чем занимаются современные экономисты», прочитал проректор Российской экономической школы Константин Сонин: «Сегодня много самых разных мнений: что современная экономическая наука годится только для описания только совершенного рынка, что экономисты и академические экономисты, в частности, не учитывают ни политических институтов, ни социальных взаимодействий, ни каких-то психологических особенностей экономических субъектов. Тем более часто мы слышим о том, что макроэкономические модели абстрактны и не приносят пользы, что все это совершенно неверно. Но, во-первых, экономика в последние сто лет стала полноценной наукой. Мы от естественной науки (биологии, медицины) ждем, что они сделают какие-то предположения, построят какую-то теоретическую модель, потом проведут тестирование и выдвинут гипотезы, проверят эти гипотезы, выработают какие-то практические рекомендации. Во-вторых, нужно понимать, что экономическая наука всегда была вдохновением для математиков, не было бы экономических задач у древних греков - математики до сих пор не знали бы теорему Пифагора, не было бы задач, связанных с азартными играми, - математики до сих пор не изобрели бы теорию вероятности, не было бы финансовых рынков - Эйнштейн не придумал бы модель броуновского движения: когда он это придумывал, то взял диссертацию одного из экономистов, который моделировал финансовые рынки, и взял эту модель для моделирования физического феномена». Первый мастер-класс «Теоретические основы макроэкономической политики» дала старший преподаватель кафедры экономической теории ВШЭ Анна Аносова, которая высоко оценила аудиторию школьных педагогов: «На лекциях учителя подходили, задавали вопросы, и мне понравилось то, как это было в этом году, так как эти вопросы далеко выходили за школьную программу. Это говорит о том, что учителя ставят своей целью не только то, чтобы выучить материал в каких-то строго заданных рамках, чтобы подготовить школьника к олимпиаде, но и интересуются всем, что происходит вокруг, более сложными вещами». Второй мастер-класс «Немного математики для экономистов» провели профессор МГУ Андрей Кочергин и доцент МГУ Филипп Картаев. О компьютерных технологиях в обучении говорил на мастер-классе доцент ВШЭ Вадим Шагин, который представил учителям экономики свою обучающую систему «ЯНУС» (я научусь учиться сам): «Это дистанционная обучающая программа, которая работает под Интернетом, настраивается, с одной стороны, на ученика, на его знание и незнание, обучает и ведет этого ученика, запоминает все его промахи, более того, реагирует на эти промахи, старается чаще давать задачи тем, у кого есть в знаниях проблемные места, кто плохо дает ответы. С другой стороны, система настроена и на учителя, который может контролировать решение тех или иных задач, может давать тему, все время наблюдать за тем, как тот или иной ученик справляется с этими задачами. Преподаватель может давать экзамен на одну аудиторию, на один класс, на всю школу, на город, но у каждого при этом будет свой личный вариант, хотя тексты заданий одни и те же. Тысяча вариантов - на тысячу человек! Программа устроена так, что это некоторая оболочка, к которой можно «приклеить» физико-математическую область либо экономику, финансовую область либо язык, право. Программа обустроена так, что каждая задача - это программа, в которой шевелятся в каких-то определенных пределах данные и получается многократное генерирование задач. Сейчас программа работает на элементарной математике от 7-го до 11-го класса, мы получили заказ на блок задач по финансовой грамотности от Минфина РФ. Учителя экономики проявили большой интерес к программе».
Лекцию о миссии университета прочитал декан экономического факультета МГУ Александр Аузан, который высоко оценил уровень Всероссийской олимпиады по экономике: «Это высокие ворота для людей, которые хотят войти в элитные университеты страны. И конечно, олимпиада должна развиваться, нужно думать о том, как представлять разные ведущие университеты, как это делать удобнее для школьников, потому что то, что мы делаем вместе, это ведь и кооперация, и конкуренция. По уровню проведения олимпиады мы вполне удовлетворены тем уровнем сотрудничества. Хотя наверняка у нас и у наших партнеров есть идеи, которые нужно обсуждать вместе».
Участники олимпиады побывали на Красной площади, в Кремле, в Российском академическом молодежном театре.
В последний день в ВШЭ подводили итоги олимпиады, отдав должное московской команде.

Победители
11-й класс
Никита Кузнецов - лицей «Вторая школа»
Денис Кулемякин - лицей №1524
Алексей Матюшенко - лицей №1535

Призеры
10-й класс
Артемий Корольков - ЦО №57 «Пятьдесят седьмая школа»
Сергей Коротких - ЦО №57 «Пятьдесят седьмая школа»
Андрей Резников - школа №1253
11-й класс
Мария Аралкина - ЦО №204 им. А.М.Горького
Роман Гайлит - НОУ гимназия «Московская экономическая школа»
Алексей Гераськин - гимназия №1518
Юлия Гребенникова - школа-интернат «Интеллектуал»
Полина Дермановская - гимназия №1518
Ирина Карацапова - лицей №1581
Антон Козырин - лицей №1535
Константин Кравцов - лицей №1535
Сергей Кравченко - Центр образования №2006
Андрей Курбатов - гимназия №1514
Иван Митюшников - гимназия №1522
Роман Сигалов - гимназия №1567
Михаил Сметанин - ЦО №57 «Пятьдесят седьмая школа»
Данила Смирнов - ЦО №57 «Пятьдесят седьмая школа»
Сергей Стеблев - ЦО №57 «Пятьдесят седьмая школа»
Евгений Трухачев - школа с углубленным изучением английского языка №1279
Анна Хоруженко - школа с углубленным изучением французского языка №1286

Анна Хоруженко так отозвалась о том, что стала призером: «Честно говоря, я не ожидала, что мой результат будет таким высоким, но, конечно, рада, что так получилось. Теперь, когда стала призером, буду думать, в какой вуз подавать документы, так как есть большой выбор. Думаю, попробую поступить в Высшую школу экономики. А ребятам, которые пойдут на олимпиады за нами, советую больше решать задач, знать разные приемы и хитрости, которые применимы на олимпиаде, начинать участвовать в олимпиадах еще в 8-х, 9-х, 10-х классах, ведь тогда у них будет дополнительный шанс. А тем, кто не стал победителем и призером, желаю удачно сдать ЕГЭ, и думаю, что у них все получится. Раз они участвовали в олимпиаде такого высокого уровня, как всероссийская, то достойны поступить в лучшие вузы России».