По данным массового опроса (2015 человек 10-17 лет из всех федеральных округов, село, небольшой город, большой город), 93,1% респондентов пользуются этим каналом коммуникации независимо от места проживания. Они оказывают влияние на оставшуюся в стороне от Интернета часть сверстников. (См. схему.)
Для сравнения: по данным исследовательской группы ЦИРКОН, в 2012 году каждый день или почти каждый день выходили в Интернет лишь 37% взрослых с 18 лет и никогда не выходили 46% (в исследуемой группе - 6,6%).
Массовое распространение Интернета, которое выглядит очевидным и банальным, перестает быть таковым, если задуматься над тем, что в отличие от нас современные дети рождаются и живут в условиях интернет-коммуникации. Освоение информации с помощью цифровых технологий происходит раньше, чем дети начинают читать и писать - в три-четыре года, часто без контроля взрослых. Для современного ребенка это главное, а иногда и единственное средство входа в мир знаний и общения.
Каковы же последствия такого изменения в информационном пространстве подрастающих поколений? Для ответа на этот вопрос наряду с опросом мы проводили интервью, дискурс-анализ, многолетние включенные наблюдения и эксперименты.
Пока нет психофизиологических данных, но явно цифровые технологии - иной вход к восприятию действительности. Образная и виртуальная картина мира преобладает над интеллектуальной, но образ может быть примитивным комиксом, анимэ, а может вести к глубокому постижению того, что есть мир и человеческие взаимоотношения. Это зависит от средств информации, образовательных технологий. Ребенок в своем развитии проходит все исторические этапы информационно-коммуникативных культур, начиная с жеста и аффектированных звуков, но в ускоренном темпе. При этом он может сформироваться мультикультурным, а может остановиться на одной из форм. Дети испытывают влияние неоднородного социального окружения, которое сохраняет разнообразные поколенческие медиакультуры (письменную, аудиальную, визуальную, компьютерную, мультимедийную). У ребенка может возникнуть потребность в диалоге с носителями других культур, а может и их отторжение. В этом диапазоне происходит медиаобразование современных детей и подростков, и конечно же, не без влияния новой системы источников информации
Интернет интегрирует другие информационные каналы в единую медиасреду. Чаще всего подростки попадают не на сами источники в их оригинальной форме, а на актуальные и интересные для них фрагменты. Важнейшими характеристиками современного состояния информационного пространства подростков становятся текучесть, диффузность, хаотичность. Информационный хаос, с которым сегодня сталкивается подрастающее поколение, особенно в Интернете, определяет перенос акцентов формирования медиакультуры на обучение качественному поиску информации, ее систематизации. Дети нуждаются в навигаторских программах, которые содержали бы полезные подсказки, помогали в поиске качественной информации по различным направлениям. Многие информационные ресурсы прибегают к мультимедийности, усиливая свои возможности с помощью Интернета, справочных материалов, аудио- и видеоприложений. При этом можно прогнозировать сохранение и значимость всех форм коммуникации и информации, но в измененном виде. Например, газеты, журналы, книги могут быть вновь очень востребованы ребенком, если они интересно изданы и проиллюстрированы, а не просто носители текста. Еще одна возможность - издания по принципу конструктора «Сделай сам», требующие активности читателя.
Еще одна и самая существенная особенность цифрового поколения: подростки не просто пользуются Интернетом, они живут посредством него. Те, у которых есть техническая возможность, находятся в непрерывном интернет-контакте с друзьями, даже на школьных переменах и уроках.
Несостоятельным оказывается миф о том, что Интернет при этом уменьшает реальное жизненное пространство. Обратимся к каналам информации во время досуга. (См. таблицу 1.)
Если ранее первую строчку в таблице безоговорочно занимало телевидение (в 1998 году - 76,7%, в 2005 году - 74,2%), то в 2012 году телевидение уходит на вторую строчку (56,2%), уступая место общению с друзьями (68,5%). Компьютерные игры (47,3%) и обмен информацией по Интернету (46,7%) на третьем и четвертом месте, значительно уступая реальному общению.
Растет значимость совместных форм досуга: если в 1998 году среднее значение составило 25,4%, то в 2012 году - 34,8%. При этом значимость индивидуальных форм досуга снизились с 52,0% в 1998 году до 33,4% в 2012 году. И это несмотря на то, что идеология индивидуализма активно внедрялась с 1990-х годов. Происходит вопреки социальным условиям возрождение коллективистского сознания и установок.
Сравнение тех подростков, кто пользуется и не пользуется Интернетом, также разрушает миф о вреде Интернета для реального общения. Интернет-дети значительно больше общаются со сверстниками (70% против 49,1%), с родителями (29,3% против 27,3%), ходят в кружки и секции (34% против 29,1%), ходят на свидания (25% против 9,1%). Это новый способ жизни при содействии информационных технологий, основой которого стало реальное и виртуальное общение как единая система. В Интернете появился аналог межличностного общения в форме социальных сетей. Юные респонденты в массовом опросе и интервью поставили реальное общение на первое место и вывели формулу: отношения начинаются в Интернете и продолжаются в жизни, и наоборот - начинаются в жизни и продолжаются в Интернете.
Интернет выходит на первое место как источник значимой информации, постижения реальности, а не ухода от нее. (См. таблицу 2.)
Если в 1998 и 2005 годах на первое место вышли межличностные каналы информации (сверстники, родители, учителя), то в 2012 году со значительным опережением лидируют компьютерные источники, Интернет - 71%. По-прежнему существенен приоритет межличностных каналов, которые начиная с 1990-х годов потеснили средства массовой информации. Друзья как источник значимой информации занимают вторую позицию - 57,5%. Родители следуют за сверстниками - 55,7%. Учителя чуть уступают - 52,3%. Живое общение, межличностное взаимодействие с ровесниками и взрослыми наряду с виртуальным доминирует, когда подростку нужно что-то понять или принять важное для него решение. Это особенно заметно при сравнении ранга родителей: в структуре досуга они занимают лишь одиннадцатое место, однако в качестве источника информации перемещаются на третье место вслед за сверстниками.
Межличностное общение у современных подростков стало своеобразным котлом, где переваривается поступающая из разных источников информация: основным фильтром для отбора значимой информации, способом экспертных оценок, придания определенных смыслов информации, порождения новой информации на основе усвоенной индивидуально. Информирование существенно дополняется взаимоинформированием и взаимообогащением в результате коммуникации. Таким способом строятся личностные и групповые картины мира, корректируются ценностные и целевые установки, определяются жизненные смыслы. Это определяет приоритет для них интерактивных, диалоговых средств информации и коммуникации, где они могут быть партнерами, субъектами.
Чтобы оценить новое поколенческое изменение и новые проблемы формирования медиакультуры, нужно поменять точку отсчета, систему координат на цивилизационную. В своем научном завещании «Парадоксы роста» С.Капица (2012), исследуя проблему народонаселения, привлекая методы математики и физики, обосновывает зависимость распространения на нашей планете вида «человек разумный», его гегемонии, от коллективного информационного взаимодействия, заложенного на генетическом и физиологическом уровне. Мальтус обосновывал зависимость роста населения от жизненных ресурсов, но в бедных странах рождаемость больше, чем в богатых и более развитых. Пищевые и другие ресурсы, рождаемость и смертность, богатство и бедность оказываются вторичными, не столь существенными, как знания, опыт и их обмен, сотрудничество. То есть человеческое общество изначально было информационным и развивается как информационная целостность, движение к модели коллективного интеллекта (Моисеев, Турчин) или несколько шире - как ноосфера, сфера разума (Тейяр де Шарден, Вернадский). Почему шире? Потому что помимо человека в последнем случае включается и очеловеченный, преобразованный человечеством мир.
Подтверждаются прогнозы (М. Мид, Ю. Левада) о том, что вектор цивилизационного развития с вертикали поколений переходит на равноправное горизонтальное взаимодействие. Подрастающее поколение сделало решающий шаг к информационно-коммуникативной цивилизации, где основным фактором и формой прогресса становится межпоколенческое взаимодействие. Это потребность и способность жить в диалоге - горизонтальном, актуальном, вертикальном, историческом - с разными поколениями, культурами, цивилизациями.
Общественному мнению навязывается как основное в связи с эпохой цифровых технологий угроза безопасности, это паническая реакция старшего поколения, выросшего при других источниках информации. Национальная стратегия действий в интересах детей, принятая 1 июня 2012 года, рассматривает интернет-пространство в основном как риски и угрозы, от которых надо обезопасить детей. Усилия законодателей направлены в то же русло, о чем свидетельствует принятие в 2010 году Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и поправок в 2012 году. Ссылка на то, что так поступает весь мир, не совсем верна. Законы подобного рода в США были или отменены верховным судом как противоречащие конституции, или признаны неэффективными.
Существуют ли при этом угрозы и опасности для ребенка в интернет-пространстве? Да, но не больше, чем в реальном пространстве. И не те, которые беспокоят авторов запретительных инициатив. По мнению подростков и экспертов, вызывают тревогу ресурсы, которые остаются незамеченными для общественности как опасные. Все больше сайтов и рекламы, которые пропагандируют слишком высокий уровень потребления. К особо опасным можно отнести видео насилия, издевательств подростков друг над другом (кибербуллинг). Немало сайтов, связанных с ненавистническим контентом, в ВКонтакте есть группы ненависти к реальному ребенку. В ответ жертвы создают свои группы. Так плетется паутина вражды и ненависти. Появляются тысячи сайтов, которые призывают причинить себе боль и вред.
Международные специалисты США и Европы пришли к выводу о недостаточности и даже малоэффективности при таком характере угроз и рисков технологических и запретительных средств защиты. Образование, медиаграмотность, доверительный диалог детей с родителями и педагогами наиболее результативные способы обеспечения безопасности в Интернете, они формируют внутренние фильтры у юного человека.
Нужно стимулировать появление положительной, рассчитанной на юную аудиторию информационной продукции по различным каналам. В этом секторе на самом деле катастрофа, которую не решишь ни возрастным индексированием малочисленной продукции, ни другими подобными мерами. По данным, собранным А.Шариковым, на 21 ведущем телеканале оригинальная продукция для детей и подростков составляет менее 1%. Без существенной государственной поддержки малотиражными стали детские издания. Федеральное агентство по печати и массовой коммуникации отказывается поддерживать подростковые интернет-ресурсы.
В новом образовательно-информационном пространстве мы сталкиваемся с информационным парадоксом. Благодаря открытой и всеобъемлющей информации с помощью Интернета дети имеют возможность быть независимыми от взрослых в получении интересующих их сведений. Однако они испытывают потребность в диалоге с авторитетными взрослыми по важным для жизни сведениям и вопросам, которые занимают третью и четвертую позицию после Интернета и сверстников, опережают средства массовой информации. Медиалидеры, носители новых и значимых идей, знаний, опыта становятся авторитетнее политических лидеров и попсовых кумиров. Живое общение с лучшими представителями культуры прошлого и настоящего - наиболее эффективный канал социализации, передачи культурного опыта и культурных критериев восприятия информации. Это может коренным образом изменить систему образования, формирования медиакультуры и социализации подрастающего поколения, особенно учитывая потребность в этом самих подростков, выявленную в ходе нашего исследования.
Новая задача медиаобразования: формирование культуры общества и юного поколения как готовности и способности жить и действовать в межпоколенческом диалоге, коллективном дискурсе, принимать на себя ответственность за те или иные решения, быть субъектом информационного и социального творчества.
Вызовы времени предполагают включение в медиаобразование не только знаний и навыков поиска и переработки информации, но и обучение медиатворчеству.
Самодеятельные информационные ресурсы по инициативе и с участием детей и подростков наиболее бурно развиваются с конца 1980-х годов, принимая форму движения национального масштаба по созданию своего сегмента в информационном пространстве, способствуют включению подростков во взрослую жизнь с сохранением своей автономной территории, помогают им найти свое место в ней, служат диалогу между поколениями. В этом диалоге дети становятся экспертами нового для взрослых. Это пока параллельный процесс, существующий наряду с медиаобразованием и профессиональными средствами массовой информации, но он может стать основой для продуктивного межпоколенческого диалога.
Такой подход прежде всего требует изменения позиции общества к детским изданиям, видеопродукции, а теперь и интернет-ресурсам. Они послания не только сверстникам, но и взрослым, своего рода проект, план изменения жизни (Гоннэ), проектируемый идеалом (Л. Крапивина). Когда подобные идеальные образы рождаются в информационном и других видах творчества юных авторов, возникает двойной психологический эффект. Их создатели проектируют не только свое будущее, но и своей группы, поколения. Подобные проекты в детских студиях анимации начинают создаваться в 3-4 года. Дети привыкают к тому, что действительность по их желанию может преображаться. К подростковому возрасту это уже серьезные работы. Причем авторами лучших игровых, документальных, телевизионных фильмов оказываются ребята из маленьких сел, детских домов в регионах России. Информационно-социальное проектирование имеет огромные возможности как образовательная технология.
Информационно-творческая активность самих детей требует решения правовых и других государственных вопросов, связанных с самодеятельными детскими ресурсами. Конвенция ООН утверждает право детей на получение и распространение информации, но закон о средствах массовой информации касается только тех ресурсов, которые созданы лицами после 18 лет. Детские самодеятельные печатные издания и электронные ресурсы не имеют статуса, прав, ответственности, узаконенной поддержки.
Человек, уже в юном возрасте проявляющий активность в информационном пространстве, решает проблемы не только в личном психологическом поле, но и становится медиалидером в межличностной коммуникации со сверстниками и даже взрослыми, определяет групповое мнение. Старшие подростки обучают родителей, бабушек и дедушек работе в социальных сетях, помогают пользоваться скайпом для общения. Много примеров того, как старшие ребята обучают младших. Продвинутых старшеклассников учителя и администрация школ привлекают для решения проблем, связанных с информационной техникой и Интернетом. Тем самым сглаживается цифровой разрыв между старшим и подрастающим поколениями.
Вызывает опасение то, что новые тенденции и возможности, связанные с цифровыми технологиями, вместо развития сдерживаются из-за панической реакции поколений, выросших в другой культуре. А они имеют законодательную и исполнительскую власть, которую используют на запретительские инициативы. Появление цифрового поколения ставит новые задачи перед российским обществом.
В науке ведут исследования влияния компьютеров и Интернета на личность. Но сейчас необходимо иное измерение: изучение новой общности как коллективного интеллекта, моделей трансформаций общества в данном направлении.
Классно-урочная система образования несовместима с коллективным постижением мира, учитель находится в неравной конкуренции с высокопрофессиональными ресурсами о мироздании, поэтому должно измениться его место в образовании, система его подготовки. У него есть потребность идти в образовании ЗА конкретным ребенком, у которого свой темп и способности постижения знаний. Меняются социумы, в которых существует ребенок. Детские и молодежные сообщества, семья испытывают все большее влияние виртуальных аналогов, где преобладают временные, текучие группы по интересам. Для этого нужны условия и социальные площадки, которых нет.
Гражданское интернет-сообщество, не признающее пространственно-временных, возрастных, национальных, классовых, государственных границ, вступает в противоречие с отношениями, в которых вынуждено жить подрастающее поколение, эти противоречия будут нарастать как снежный ком. Страну фейсбук придумали студенты, ни на что не рассчитывая и не помышляя о перевороте, но он свершился. Старшее поколение уютно устроилось в новой реальности. Может быть, так незаметно изменится мир?

Сергей ЦЫМБАЛЕНКО, доктор педагогических наук, кандидат философских наук, президент молодежного объединения ЮНПРЕСС