В начальной школе учителя провели классные часы, устроив обсуждение смысла праздника, экологических проблем Земли, путей их разрешения. Так родилась идея создания выставки «Вторая жизнь бытового мусора». Очень много поделок было сделано на уроках изобразительного искусства (большие коллективные работы из фантиков), но еще больше изделий дети стали приносить из дома. Мы иногда просто удивлялись фантазии и мастерству наших детей и родителей. Некоторые работы - это целые произведения искусства: кашпо для цветов, различные вазы и огромный робот из пластиковых бутылок, фигурки зверей из старых носков и бытовой бумаги, различные виды кормушек для птиц.
Классы, работающие по новым стандартам, имеют свое пространство в сети Интернет, где учителя размещают всю важную информацию, объявления, дополнительный дидактический материал, творческие работы, туда постоянно заходят дети и родители. Ко Дню Земли дети вместе с родителями сделали много проектов на экологическую тематику, которые также были размещены в пространстве, там же можно было посмотреть мультфильм «Загадочная планета», разгадать кроссворд, обсудить проблемы, в том числе и экологические, на постоянно действующих форумах для родителей и учащихся.
После проведения классных часов у детей возникло много вопросов, связанных с экологией. Тогда учителя предложили детям объединиться по параллелям, выбрать интересующую их проблему, вместе изучить этот вопрос и найти пути выхода из создавшейся ситуации. Результат этой работы был представлен на большом экологическом празднике «Моя Россия». Первоклассники выбрали тему «Лес и человек», ознакомили ребят с проблемой уничтожения лесов, рассказали, как себя правильно вести в лесу. Учащиеся вторых классов представили интересный проект «Утилизация бытового мусора» и предложили раздельный способ сбора мусора, объяснив, как это можно сделать и зачем. Ученица 2-го «А» класса Лейла Чистова рассказала, какие приспособления для этого изобрела ее семья. Ученики третьих классов ознакомились с предприятиями Западного округа, оказалось, что все эти предприятия располагаются в природном заказнике «Долина реки Сетунь», ребят очень заинтересовала проблема очистных сооружений на этих предприятиях, учащиеся много узнали об этом и рассказали остальным ребятам, решили пойти на экскурсию на предприятие безалкогольных напитков «Очаково». Четвертые классы, заинтересовавшись темой «Загрязнение Мирового океана», не только рассказали об этой проблеме, но и предложили реальные пути выхода: снижение налогов при наличии социальной рекламы, воспитывающей экологическую культуру, обязанность каждого производителя обеспечивать утилизацию выпускаемого им продукта.
Эмоциональным итогом праздника в начальной школе стало исполнение всеми учащимися и учителями замечательной песни Г. Струве на стихи Н.Соловьевой «Моя Россия», а учителя средней и старшей школы, а также педагоги дополнительного образования кафедры музыкально-эстетического образования провели мероприятия, позволившие подготовить школьников не только научно-теоретически, но и эмоционально. Классные руководители 5-11-х классов совместно со школьниками искали ответы на такие актуальные вопросы, как: «Зачем нужно праздновать День Земли?», «Что дает нам Земля?», «Какое место каждый из нас занимает в судьбе планеты?». Провели открытые уроки, дискуссионный клуб, фотовыставку, центральное мероприятие дня - «Второе путешествие Маленького принца на Землю». Учителя смогли выявить наиболее актуальные для наших детей экологические вопросы и проблемы, которые и определили темы открытых интегрированных и интегративных уроков, легли в основу роликов социальной рекламы, включенных в центральное мероприятие дня.
В рамках уроков по изобразительному искусству, музыке, занятий в хоровых классах по классу фортепиано и сценической речи с учащимися были проанализированы произведения искусства для выявления эмоционального отклика школьников на красоту окружающей действительности, отраженную в этих произведениях, развития умения сопоставлять знания, полученные в разных направлениях науки и искусства, с личным опытом и собственным видением окружающей действительности.
Для учащихся седьмых классов была открыта музыкальная гостиная, посвященная творчеству норвежского композитора Эдварда Грига - «Эдвард Григ. О любви...». Педагоги решили не столько ознакомить школьников с биографией, судьбой композитора, сколько совместно с ними попытаться открыть секрет популярности музыканта в своей стране при жизни и спустя столетие после его смерти. Секрет оказался прост: красота родной земли, красота искусства норвежского народа, дух Норвегии - нашли отражение в творчестве гения, в музыке, покоряющей слушателей всего мира и в наши дни.
На уроках русского языка и литературы учащиеся 7-го «А» и 7-го «Б» классов за неделю до финального мероприятия написали сочинения «Я - часть Земли». Лучшие из работ были включены как сопроводительный текст в фотовыставку, сформированную из фоторабот учителей нашей школы и учащихся школы, фотографий Алексея Зотова. На уроках литературы в 5-х классах школьники ознакомились с произведением А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», цитаты из которого о бережном отношении ко всему окружающему, о любви к природе и умении ценить красоту всего живого стали крылатыми. На встречу с артистами филармонии, которые представляли это произведение пятиклассникам, попали в том числе и ученицы 7-го «Б» класса Виктория Бусахина и Анна Лобачева. Их интерес к произведению и главному герою книги помог девочкам в работе вместе с педагогами Т.Исаковой и Л.Чураковой над сценарием праздника. В литературный текст были включены наиболее яркие видеоролики о проблемах планеты, сделанные нашими школьниками.
Мы надеемся, что дети поняли, что День Земли и проблемы Земли надо решать не раз в году, а ежедневно.

Н.СМИРНОВА, заместитель директора ЦО №324 по УВР,
Л.ЧУРАКОВА, учитель музыки и зав. кафедрой музыкально-эстетического образования ЦО №324