В этом году нам сдавать экзамены, которые связаны с очень большими психологическими нагрузками, а затем, после сдачи экзаменов, надо сделать важный выбор: продолжить обучение в школе (в 10-м классе) или уйти в колледж. В связи с этим у многих возрастают напряженность и тревожность, которые препятствуют успешному обучению. Мы начинаем терять желание учиться, перестаем справляться со всем, что от нас требуют наши учителя. Из-за экзаменов учителя увеличивают нагрузки на детей, а нам, в свою очередь, из-за нагрузок становится все равно, что будет дальше. Мы все больше на уроках начинаем задавать вопросы типа «А как это поможет нам в жизни?», «Где нам эти знания смогут пригодиться?».
У нас есть свои психологические особенности.
Стремление стать поскорее взрослым. В этой особенности есть как положительные, так и отрицательные стороны. К положительной стороне я бы отнесла то, что мы стремимся делать что-то полезное, значимое для общества, для других людей, не важно, семья это или друзья. Отрицательная сторона, на мой взгляд, ужасна. Подростки перенимают не самые лучшие качества взрослых. Мы начинаем ругаться матом, курить, употреблять алкоголь, не понимая, как это вредит нашему здоровью.
Потребительское отношение к взрослым. У подростков появляется желание проверить равенство их прав со взрослыми, при этом подростки расширяют свои права, приравнивая себя к взрослым, но сужают свои обязанности. Мы перестаем помогать своим родителям, бабушкам, дедушкам. От всех нам нужны только деньги, чтобы взрослые удовлетворяли подростковые нужды. У нас только одна на уме: «Хочу это... Хочу то... Хочу... Хочу...» Чем-то похоже на маленьких детей, не правда ли?
Недостаточный опыт общения. В силу нашего возраста (14-16 лет) мы еще не настолько хорошо умеем общаться с людьми. Из-за этого у нас появляется агрессия, когда нас не понимают, мы замыкаемся в себе, начинаем испытывать депрессию, не можем зачастую объяснить свое поведение. Мы не умеем решать конфликты словами, мы умеем только решать их с помощью рукоприкладства. Кстати, сейчас я начала замечать, что для нас (девятиклассников) не существует понятие «делать уроки», мы можем запросто сбежать с уроков, да и гуляем мы зачастую только с сигаретами и алкоголем.
В итоге я хочу сказать, что, какими бы мы ни были снаружи, внутри мы пока еще маленькие дети, что и доказывают наши поступки.

Ангелина АБРАМКИНА, ученица девятого класса школы №2020