Когда знакомишься с работами участников акции «Я - гражданин России», то видишь, что детей часто волнуют те же проблемы, которые тревожат общество взрослых, и если они чувствуют, что смогут что-то изменить, чтобы окружающим жилось комфортнее, то ставят перед собой цель - решить проблему с помощью своего социального проекта. И чаще всего им удается достигнуть результата.
В прошлом году ученики старших классов московской школы №762 помогли установить пешеходный переход в наиболее опасном месте дороги, где взрослым и детям приходилось не переходить, а перебегать довольно оживленное шоссе. И хотя о необходимости специально обозначенного перехода говорили давно, все оставалось по-прежнему. Вот тогда ребята и разработали свой проект «Дорога в школьную страну нужна тебе, мне и ему!», добились положительного результата: переход был установлен, о чем в прошлом году писала «УГ-Москва» в материале «Лошадь в роли зебры». Однако в этом учебном году подобная проблема возникла снова: начальная школа переехала в другое здание и все машины, на которых родители подвозят детей, сосредоточились в одном узком месте, откуда нет выезда на основную дорогу. Машины въезжают на тротуар, их ставят как попало, создавая аварийную ситуацию и подвергая опасности жизнь жителей микрорайона, детей, родителей и учителей, идущих в школу. И тогда ребята создали второй проект, чтобы добиться взаимодействия с управой района Лосиноостровский, убедить ее руководителей в необходимости оборудования выезда через пожарный проезд от дома №14 на ул. Малыгина. Подростки провели социологическое исследование среди учеников, родителей, жителей ближайших домов, после сбора информации обратились к главе управы В.Крамару, получили ответ, что их предложение рассмотрено и окружная комиссия по безопасности дорожного движения приняла решение оборудовать дополнительный выезд.
Группу учеников из школы №1222 заинтересовало отношение в современном российском обществе к детям-сиротам и детям с ограниченными возможностями. Подростки наблюдали, как воспитанники интерната буквально оживали даже во время общения с ними, стали улыбаться и даже смеяться, чего раньше за ними не наблюдали. «Мы будем помогать этим обездоленным ребятам», - решили ученики и для этого создали детскую общественную организацию «Доброе сердце». Приступая к реализации проекта, команда изучила нормативно-правовые документы, ознакомились с кодексами и законами РФ, постановлениями Правительства РФ и письмами Минздрава РФ, проанализировала публикации в газетах на эту тему, а также провела социологический опрос, установила, кто относится к детям-инвалидам и детям-сиротам, какие те имеют права и какими льготами могут пользоваться, что у них есть право на бесплатное образование и бесплатное медицинское обслуживание, что мальчики могут быть без экзаменов зачислены в кадетские школы, суворовские, нахимовские, военно-музыкальные училища, а ребята постарше могут стать воспитанниками воинской части. У «Доброго сердца» есть свой журнал «Радуга», где ребята публикуют статьи и фотографии, рассказывая в них о своих подопечных, кроме того, школьники переписываются с ними по электронной почте, по школьному радио сообщают, что удалось сделать для детей-сирот и детей-инвалидов. Вот уже восемь лет ученики этой школы дружат с воспитанниками детсада и учащимися начальной школы №1851 для слабослышащих, делают их жизнь радостной и богатой впечатлениями, помогают подготовиться к самостоятельной жизни, продолжают шефствовать над детским социальным приютом в Костромской области - четыре раза в год ездят туда и проводят совместные спортивные соревнования, игры, брейн-ринги, кулинарные поединки, ставят спектакли, сажают овощи на огороде, цветы на клумбах, деревья на аллеях Дружбы.
Девятиклассники московской школы №650 (Максим Тарасов, Владислав Чинчук, Павел Орел) подготовили проект «Преображенка встает на ролики». Их консультантом и советчиком была учитель истории и обществознания Елена Сычева. Ребята выбрали эту тему, потому что уверены: «Проблема укрепления и сохранения здоровья основная в системе безопасности любого государства, в том числе и России», потому что хотят, чтобы их сверстники оторвались от экрана компьютера и занялись полезным и интересным делом. Авторы проекта предложили оборудовать специальные дорожки для езды на роликах, вместе с ландшафтными дизайнерами решили увеличить протяженность трассы, сделать два уровня сложности - один для новичков, второй для профессионалов, прилегающую территорию оформить парковыми скульптурами. Ребята подсчитали финансовые затраты (на все потребовалось 6406760 руб.), для окупаемости проекта предложили подготовить рекламу здорового образа жизни, открыть пункт проката роликов, камеру хранения вещей, киоск здорового питания, благодаря этому парк получит 70000 руб. в день, или 2600000 руб. в месяц, тогда проект окупится за четыре месяца. За помощью в реализации проекта подростки обратились к главе управы Преображенского района Сергею Баташову, тот идею одобрил, ребята верят, что проект роликодрома будет реализован.
В последнее время много говорят о том, что сегодняшнюю молодежь и пожилых разделил Интернет. Многие пенсионеры почувствовали себя беспомощными. У них, как считают ученики московской школы №762, возникла проблема информационного неравенства, но в то же время появилось много возможностей включить пожилых людей в интернет-сообщество, ребята и решили помочь тем пенсионерам, которые живут рядом. Чтобы их обучать, нужен специальный класс, с этой идеей они обратились к директору школы Галине Одеговой, которая их поддержала и разрешила проводить занятия в компьютерном классе под руководством учителя информатики. «Старость в радость!» - так школьники назвали свой проект, они разработали такую программу для компьютерных курсов, чтобы после их окончания выпускники смогли общаться с близкими и друзьями, заводить новых знакомых, следить за новостями, оплачивать коммунальные услуги и покупать билеты в театр, не выходя из дома. Программа рассчитана на людей разного возраста, разных интересов, одну женщину, прикованную к постели, подростки учили на дому. После окончания курсов авторы проекта провели анкетирование: все опрошенные были довольны полученными знаниями и навыками. Ребята не только обучили всех пришедших к ним на курсы, но и подружились с ними. Это как раз тот случай, когда люди разных поколений нашли взаимопонимание.
Каждый год значительное число работ связано с проблемой экологии. Вот и на этот раз был представлен проект «Экологическая тропа», подготовленный ученицей школы №1167 Алиной Власкиной. Конечно, ей помогли одноклассники, но весь путь от замысла до создания макета она проделала сама. По мысли автора, проект посвящен двум целям - заботе о сохранении природы и стремлению к здоровому образу жизни. Тропа должна пройти в национальном парке «Лосиный остров».
Перед тем как разработать макет тропы, пришлось выяснить, чем может быть привлекателен этот парк для посетителей. Прогулка по его аллеям и тропинкам Алену и ее друзей огорчила, они увидели большое количество мусора, а также черные ямы от кострищ и решили помочь убрать мусор, сделать новые кормушки для птиц. Во время прогулки отметили, что интересного могут увидеть конкурсанты. Главное богатство парка - животный и растительный мир. По мысли авторов проекта, экологическая тропа поможет школьникам выступить в роли защитников природы, пропагандистов ее уникальности и уязвимости. Проект самой тропы готов, остается его реализовать, местные власти обещали помочь.
Строгое жюри, в состав которого входят такие высококвалифицированные и титулованные судьи, как Андрей Иоффе и Наталья Воскресенская, осталось довольно многими работами, ведь большинство авторов умеют видеть социальные проблемы, глубоко анализировать их и умело добиваются исполнения замысла.