Назар АГАХАНОВ, председатель координационного совета международных олимпиад, заместитель председателя жюри Всероссийской олимпиады по математике, преподаватель МФТИ:

- Те ребята, которые добиваются успеха на Всероссийской и международных олимпиадах, потом стараются реализовать себя в разных областях, например в бизнесе, и у них это получается. Один из трехкратных победителей международной олимпиады по математике учится в аспирантуре и одновременно работает в совете директоров Лондонского банка, братья - создатели сети Вконтакте тоже были победителями олимпиад, доктор биологических наук Михаил Гельфанд, побеждавший в олимпиадах, весьма известен как ученый, так же как и экономист Константин Сонин, который консультирует Правительство РФ и Администрацию Президента РФ. Мы стараемся включать в жюри студентов, аспирантов, с одной стороны, они более профессиональны в этой деятельности, потому что, с другой стороны, проверка работ, экспертная работа на олимпиаде - очень тяжелый труд, который требует творчества, поскольку нужно заново внутри себя восстановить решение задачи, придумать и оценить те ходы, которые логически выстраивают ребята. Кроме того, им это полезно и интересно, а нам важно то, что наша молодежь включается в число задачных математических композиторов (бывают не только шахматные, но и математические композиторы!), ведь в математических олимпиадах самое трудное - придумать новые задачи. Есть расхожее мнение, что на математических олимпиадах дети решают лишь заковыристые задачки и примеры, на самом деле это не так, почти все задачи в математике начинаются со слов «Докажите, что...», то есть нужно открыть для себя, придумать новые теоремы, а то даже и теорию. Жюри олимпиады всегда стремится к тому, чтобы научная дискуссия проходила предельно корректно, уважительно по отношению к участникам. Нужно отдать должное участникам олимпиады - ребята очень доброжелательны и неагрессивны. В этом году была задача для десятых классов, решение которой создавало иллюзию для школьников, что они легко справятся с ней, сделают правильные логические шаги, что у них все отлично решено, но в то же время ошибки в решении были, была довольно сложная задача - объяснить ребятам, где же они ошиблись.


Виталий АРНОЛЬД, руководитель Московской сборной команды на Всероссийской олимпиаде по математике, учитель гимназии №1543, заместитель директора Московского центра непрерывного математического образования:

- На закрытии олимпиады назвали шесть фамилий тех, кто будет защищать честь России на международной математической олимпиаде, эти фамилии известны всем, кто бывает на Всероссийской олимпиаде. Ребята знакомятся друг с другом, общаются. В Сарове участники олимпиады жили в школах, казалось бы, не очень уютно, но у этих школ было свое обаяние. Там прекрасный бассейн, где можно было общаться на любые темы, доски в классах - типичной была ситуация, когда дети с куском мела в руке обсуждали задачи, причем не олимпиадные, а просто математические. Они читали книжки, о чем-то важном друг с другом разговаривали. У меня такая социальная слава человека, который ругает. Но когда-то я вел Всероссийскую конференцию, и мне потом сказали, что приятно было видеть человека, который ругал тогда, когда невозможно не ругать, и пытался хвалить, когда можно похвалить. На олимпиаде хвалить детей за их успехи или неуспехи не стоит, организаторов - любых - всегда есть за что ругать, но мы ехали в Саров, в котором никогда не было столько людей, была проблема всех расселить (участников и сопровождающих их педагогов), но все было сделано, и сделано хорошо. Один из коллег сказал, уезжая, что олимпиада была проведена интеллигентно, я с этим согласен, и это одна из самых больших похвал, которые бывают, потому что дети видят, слышат, ценят происходящее. Конечно, это не означает, что не было каких-то мелких сбоев по дороге, они есть у нас, у жюри, у организаторов, однако это нормальный рабочий процесс. Что касается оценок на олимпиаде, то, конечно, когда-то я был не согласен с жюри, когда-то жюри было не согласно с тем, что делаем мы. Так было с задачей, предложенной на открытии олимпиады. Вроде бы наградили человека, который дал решение этой задачи, но потом практически сразу после открытия ребята за пять минут придумали рассуждение, которое показало, что был дан ошибочный ответ (27). На правильный подсчет (59) ушло чуть больше времени. Но театральная ситуация - шоу, дети этого уровня прекрасно это понимают, точно так же, как какие-то мелкие ошибки в математике, например, гипотеза Пуанкаре была произнесена абсолютно математически точно, но где-то забыли поставить минус, где-то неточно что-то сказали. На открытии олимпиады математическая задача встраивается в действо художественным образом, и все нормально. Дети оценили, запомнили, это запало им в душу, их заинтересовала задача, и они постарались ее решить. Мои дети обсуждали эту задачу перед первым туром олимпиады, с жюри наутро были споры, что правильно, а что неправильно, это нормальный, живой процесс. Хороша сама идея давать детям какие-то задачки. Правда, потом жюри пожалело, что не знало об этой задаче заранее, иначе бы включило ее в варианты олимпиады. Конечно, задачи придумывать трудно, но в жюри есть люди, которые способны это сделать.
Мы проводим много разных мероприятий, математических школ, есть большая система школ в России, которые работают в этом направлении, есть много интересных школ в Москве, куда приезжают ребята из регионов страны. Мы проводим семь или восемь летних школ. Нам хочется верить, что дети приходят и приезжают к нам за интересом, а не за дипломом, не из-за денег, не для того, чтобы их показали по телевизору, это все побочный эффект основной деятельности, как говорил один из выдающихся академиков РАН. Наши дети - участники олимпиад - очень интересные и талантливые люди. В каком-то году один девятиклассник предложил свое решение задачи, жюри долго разбиралось в тексте, написанном им, поставило ему полный балл, хотя абсолютно не предполагало такого решения. Все закончилось статьей в научном журнале автора задачи вместе с этим ребенком. Мальчик сейчас вырос, занимается наукой. Нынче известна такая ситуация: человек придумал олимпиадную задачку про то, что при некоторых условиях из некоторых многогранников удается собрать такую фигуру, что они друг друга держат. Теперь лет восемь человек катается по миру и всем об этом рассказывает, то есть олимпиадная задача нашла развитие в материаловедении, это интересно тем, кто строит материалы со специальными механическими свойствами. Но сказать, что олимпиадная задача, которая всем понравилась, будет иметь применение в будущем, конечно, нельзя, мы не можем заранее сказать, что и куда разойдется, но такие случаи применения бывают.
Конечно, всем интересно, как на олимпиаде выступила команда Москвы. В соответствии с положением о Всероссийской олимпиаде команда Москвы на заключительном этапе Всероссийской олимпиады по математике, по физике, по химии и другим предметам может быть большой. В Саров я привез два вагона школьников. Усреднение довольно сложное, Москва - это государство в государстве, огромный город со своей спецификой. Нам очень приятно, что количество школ, представленных в команде, растет год от года. Это не одни и те же 5-7 школ, хотя и они тоже есть, а и другие школы. Например, школа №2007 в Южном Бутове, которая возникла 10 лет назад, сейчас дала очень много ребят в команду Москвы. Все дети живут в микрорайоне школы, не ездят сюда из центра столицы, школа их подготовила, они принимают участие в олимпиаде, честь им и хвала.
Я хочу сказать спасибо нашим школьникам за некоторое доверие: они доверяют нам, педагогам, доверяют жюри, за неделю олимпиады научились доверять саровским организаторам олимпиады. Это на самом деле очень много. Наши дети очень быстро соображают, они много чего знают, их доверие не хочется терять. Экскурсии, которые были в Сарове, поразили ребят не тем, что они никогда раньше нигде этого не видели, а тем, что тут принято делать свое дело добросовестно. Нас водили на некоторые объекты, люди там рассказывали о том, что и как делают, было видно, что они этим живут, ребята, даже девятиклассники, это чувствовали, за что большое спасибо Сарову.