- Леонид Иванович, в романе Ивана Гончарова «Обломов» рассказывается о воспитании двух мальчиков - Илюши Обломова и Андрея Штольца. Показаны две разные семьи с непохожими традициями и, по существу, противоположными взглядами на жизнь. Илюшу с раннего детства оберегали от всякого труда.
Андрей рано привык к самостоятельности, помогал во всем отцу и с детства понял, что без труда прожить нельзя. Итог воспитания в двух семьях прямо противоположный. Илья Ильич вырос ленивым, не способным ни к умственному, ни к физическому труду. Как метко сказал Николай Добролюбов: «Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить». Андрей Штольц уверен в себе, много работает и уже в молодые годы многого достиг. Скажите, трудолюбие целиком зависит от воспитания или может передаваться с генами?
- В помещичьей семье Обломовых и взрослые бездельничали. Любой труд даже в быту перекладывался на крепостных. И это не могло не повлиять на формирование характера Илюши - любимого всеми барского сына.
Хотя следует сказать, что писатель взял худший вариант барской семьи, этаких Простаковых, перешедших из XVIII века в XIX. В большинстве дворянских семей детей учили посильному труду: девочки шили, вышивали, вязали, мальчики тоже не бездельничали - их учили мужским занятиям, например владеть инструментами, оружием, обращаться с лошадьми. И потому вырастали они, как правило, готовыми стать офицерами или служить на гражданской службе.
У Ильи Ильича, впрочем, доброго, незлобивого, отзывчивого, напрочь отсутствовали воля, ответственность, а у таких людей нет мужества. Его призвание - лежать на диване, беречь себя от всякого труда, ничем себя не беспокоить.
Резкий контраст Обломову представляет собой Штольц - деятельная, волевая натура. Его неуемное желание работать сформировалось в раннем детстве.
Гончаров в своем социальном романе затронул педагогическую проблему. Очень ярко, убедительно показал не столько положительный, сколько негативный пример, как не надо воспитывать детей, что их губит в дальнейшем и почему человек не может состояться как личность.
Но может быть, у Ильи Ильича были плохие гены? Может быть, привычка к лени или трудолюбие передаются по наследству? Отчасти, как говорит современная наука, это бывает. Представьте себе, что Илюшу и Андрея перепутали родители. Штольц рос и воспитывался в Обломовке, а Илья - в немецкой семье. И что же? Думаю, что из Андрея все равно вышел бы толк, а возможно, Илья многому бы научился, но не стал бы деятельным.
- А вот два примера из современной жизни. Один замечательный и очень известный человек (не хочу называть его фамилию) однажды рассказал мне, что его две дочери выросли совсем не похожими друг на друга в отношении к труду. Очень напоминают Илью и Андрея, правда, разница в возрасте этих девочек почти 10 лет. Другой пример. У знакомой выросли две девочки-близнецы, и тоже разные. Одна трудолюбивая - когда приезжает к родителям на дачу, тут же бросается помогать, берется за любую работу. Вторая все дни гуляет по саду и наслаждается природой. Почему у одних и тех же родителей вырастают такие непохожие дети?
- Каждый ребенок в семье, в том числе любой из близнецов, требует индивидуального подхода к их воспитанию. В первом примере родители были значительно моложе, когда родилась их старшая дочь, и ее баловали как единственную. Когда же спустя 10 лет появилась младшая, они были более опытными в житейском плане. Возможно также, что у детей различные нервно-психические данные.
Во втором примере этот последний фактор оказался решающим. Близнецы наверняка были разными по своему психическому складу, по степени активности, по стремлению что-то делать самостоятельно. В их воспитании, видимо, не делалось различий, не учитывались их особенности. Вот почему результат получился неодинаковым. Младшую дочь нельзя винить, что она не так трудолюбива, как сестра, - это вина взрослых.
- С каких лет надо приучать детей к труду, чтобы не вырастить ленивых, неприспособленных к самостоятельной жизни?
- Приучать ребенка к посильному труду необходимо с самого раннего возраста. Скажем, убирать игрушки можно уже с двух лет. Сегодня в семьях, где есть маленькие дети, можно нередко увидеть, что их многочисленные игрушки разбросаны по всей детской, а то и по всем комнатам. Сначала можно вместе с малышом собирать их и складывать в определенное место - в ящик, корзину. Так постепенно он привыкнет все это делать самостоятельно. Это станет его обязанностью. Если убрал - обязательно его похвалите: «Вот молодец, теперь и в комнате порядок, и игрушкам вместе уютнее, веселее».
В 5-6 лет дети должны не только самостоятельно одеваться, но и застилать постель, помогать мыть посуду. В эти годы следует прививать ребенку привычку делать и то, что ему не очень хочется. Необходимо усвоить значение слова «надо». В общем, уже в эти годы мальчики и девочки учатся преодолевать себя.
Уже с первых дней в школе учитель видит, кто из ребят приучен к труду, а кто нет, кто может заставить себя заниматься не очень интересным делом, а кто отказывается, капризничает. Неумение трудиться - вот причина лени, апатии, безразличия к занятиям. Представьте себе первоклассника, который упорно не хочет писать буквы, считать, думать. Чтобы заставить все это делать, надо его заинтересовать. Здесь многое зависит от мастерства учителя. Джон Локк писал: «Дети гораздо менее склонны к лени, чем взрослые, и если некоторая часть их деятельности не направлена на полезные вещи, то в этом нужно винить взрослых».
- Но если что-то в воспитании детей родители упустили, как наверстать упущенное? Можно ли избавить человека от привычки к лени?
- Это сделать очень трудно, но необходимо. Надо знать, какова психологическая основа лени. Всегда ли это итог неправильного воспитания? Повторяю, что воспитание трудолюбия, как, впрочем, и других качеств личности, в каждом отдельном случае глубоко индивидуально. В любом случае мальчика или девочку надо ободрять, помогать ему преодолевать себя.
Причем с подростком следует разговаривать как со взрослым, советоваться с ним. Вот, например, мама, покупая ткань для занавесок, обсуждает с дочкой, какой цвет лучше выбрать, а потом они вместе их шьют. Последнее возможно в том случае, если девочка в 6-7 лет научилась пользоваться иглой, детской швейной машинкой, ножницами.
Для формирования трудолюбия особенно важны занятия трудом в возрасте с 6 до 12 лет. У подростка возникает стремление творить, созидать, появляется потребность сделать какую-то вещь самостоятельно. Если такого желания нет, если не пробудилась привычка трудиться, подросток в каком-то крайнем случае может стать разрушителем.
Что можно посоветовать родителям, если ребенок уже достиг подросткового возраста, но не умеет и не желает ничего делать? Советы могут сильно отличаться в зависимости от особенностей подростка. Но, повторяю, в любом случае пристрастить его к труду будет уже очень трудно. Я знаю один такой случай.
Артем рос в неполной семье, отец ушел из дома, когда мальчику было всего два года. Мама, бабушка и дедушка жалели его и, конечно, баловали. В школе сначала ему все давалось легко, без труда. Но скоро потребовались новые знания, и Артему нужно было потрудиться, но это было ему не по силам. Но тут неожиданно в семью вернулся отец Артема. Он-то и помог его исцелению. Отец был мастером на все руки, и сыну было интересно наблюдать за ним. Летом он строил дачу. Артем сначала подавал ему инструменты, потом делал несложную работу, а через год стал необходимым помощником. И все, как ни удивительно, делал с желанием. Мальчик под влиянием отца одержал над собой победу.
- Понятие «трудолюбие» обычно связывают с ручным трудом, то есть умением что-то делать своими руками...
- Ручной труд сегодня становится ненужным, потому что дома за человека почти все делает бытовая техника. Но руки, как известно, воспитывают голову, развивают интеллект. Ручной труд помогает формировать у детей нравственно-волевые качества, развивает умения и навыки конструировать.
Не правы те отцы и матери, которые ограждают своих детей от любого домашнего труда. Так они сами растят лентяя. А потом будут удивляться, почему так получилось. Перед школой ребенок должен уметь владеть иголкой, чтобы пришить пуговицу и что-то починить, владеть простейшим инструментом. Причем это должны уметь делать и мальчики, и девочки. Трудолюбие в нашей народной традиции, которая, к сожалению, уходит. Скажем, потомственная дворянка, известная телеведущая Фекла Толстая, владея еще и топором, пилой, рубанком, одна построила баню.
Так и хочется сказать родителям: хотите, чтобы ваши дети были счастливы, научите их трудиться с раннего детства. И тогда можно будет со спокойной душой отпускать их в большую жизнь.
Наш великий педагог Константин Ушинский говорил: «Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия».