Но речь не об этом. Сегодня молодые люди не стремятся получить рабочие специальности, да и училища не готовят необходимых специалистов. Причин этому много - разрыв трудовых поколений, девальвация оценки труда рабочего, массовые сокращения и падение престижа рабочих специальностей. В результате происходит старение рынка труда, средний возраст рабочих составляет 40-50 лет, а на некоторых предприятиях и больше. На заводах по-прежнему не хватает квалифицированных токарей, фрезеровщиков и рабочих других специальностей, несмотря на то что работодатели уже давно готовы платить им неплохие деньги. Но, несмотря на дефицит квалифицированных рабочих, лишь пятая часть выпускников учреждений среднего профобразования работают по специальности. Полученные ими знания рынком не востребованы, а предложенные рабочие места зачастую неперспективны.
Как устранить это несоответствие, как повысить престиж и привлекательность профессии рабочего? Как обеспечить обновляющуюся экономику страны, создающиеся инновационные производства трудовыми резервами соответствующего уровня знаний и умений? Проблема многогранная и многоуровневая, в ее решении должны принимать активное участие регионы, муниципальные образования и бизнес-сообщество. Об этом говорилось на VII съезде директоров средних специальных учебных заведений России, прошедшем на днях в МИСиС, в котором приняли участие около 800 участников и гостей.
Очередной съезд прошел под девизом «Новой экономике России - новое профессиональное образование». На мероприятие Союза директоров ссузов съехались руководители органов управления образованием регионов, ректоры вузов, ученые РАН и РАО, руководители предприятий и организаций, депутаты Федерального Собрания РФ, представители Правительства РФ. В адрес съезда поступили приветствия от Президента РФ В.В. Путина, Правительства Российской Федерации, Совета Федерации и Госдумы.
На повестку дня были вынесены назревшие проблемы и диспропорции, связанные с подготовкой рабочих кадров. Отставание системы подготовки кадров от потребностей современного производства становится угрозой для развития бизнеса и экономики страны. Выступивший на форуме министр образования и науки Дмитрий Ливанов обозначил основные болевые точки. Он подчеркнул, что система подготовки рабочих кадров сложилась еще в прошлом веке и ориентирована на экономику ушедшего уклада. Сегодня развитие инновационных отраслей предъявляет к кадрам свои требования, подразумевающие иной уровень образования и трудовых навыков. Во многих отраслях ощущается острый дефицит рабочих и техников. Профучилища не успевают за изменением рынка профессий.
Тем не менее есть и удачные примеры подготовки кадров. Это происходит там, где ссузы решают проблему в тесном взаимодействии с региональной властью и бизнесом. Так, в Калужской области сложился автомобильный кластер, благодаря которому местные колледжи были полностью переоснащены новейшим оборудованием. Есть современные техникумы и колледжи в Якутии, в Санкт-Петербурге, в Татарстане. Здесь бизнес активно вкладывает свои средства в подготовку квалифицированной рабочей силы.
Министр высказал ряд предложений. Так, он считает, что необходимо «повысить привлекательность учреждений начального и среднего профобразования, чтобы в них шли не те, кто не попал в вузы, а те, кто ориентирован на успешную карьеру на производстве». По его мнению, техникумам следует заняться также повышением квалификации и профподготовкой взрослого населения. Профессиональный уровень взрослых рабочих, прошедших подготовку давно, зачастую не соответствует современным вызовам экономики и требованиям работодателей. Министр также напомнил, что «следует продолжить работу по созданию сети центров сертификации и квалификации - важной части системы непрерывного профессионального образования».
С отчетным докладом Союза директоров ссузов России выступил его президент Виктор Демин. Участники съезда, в том числе и представители всех ветвей власти, говорили о том, что низкая подготовка рабочих кадров в настоящее время и отсутствие их в необходимом количестве делают нашу страну отсталой и неконкурентоспособной, а это фактически снижает приток инвестиций как со стороны отечественного, так и зарубежного бизнеса. Требуют решения многие неотложные задачи, которые были такими же неотложными и десять лет назад. Предпринимаемые меры явно недостаточны, и время только усугубило ситуацию.
Судя по выступлениям, а также обмену мнениями в перерывах между заседаниями, систему профтехобразования нужно не частично улучшать, а кардинально перестраивать, иначе она так и будет выпускать специалистов, которые в XXI веке не нужны. К тому же многие выпускники не желают устраиваться по полученной специальности. Нередко их и не принимают, особенно тех, кто окончил начальное профессиональное училище. Вместо них охотнее берут мигрантов, поскольку учить надо заново и тех и других. Еще не подсчитано, какой ущерб экономике страны нанесен и наносится такой «кадровой политикой» на многих предприятиях, и прежде всего связанных со строительной индустрией, где неквалифицированных гастарбайтеров предпочитают своей рабочей молодежи. Так создаются серьезные препятствия для развития российской экономики.
По мнению экспертов, нужно не только повысить престиж рабочих специальностей, но и менять все содержание профтехобразования. Например, готовить профессионалов-ремесленников, широких специалистов для развития малого бизнеса (маляр-дизайнер и другие). В этом ощущается острая необходимость. Сложившиеся в прошлые десятилетия взаимоотношения предприятия и ПТУ в виде шефства сегодня непродуктивны. К тому же шефы почти повсеместно исчезли. Сегодня требуются партнерские договорные обязательства, учитывающие интересы той и другой стороны. Все больше входит в практику, когда предприятия, чтобы гарантировать себе на будущее пополнение кадров, берут профтехучилища под свою крышу, вкладывают в них деньги, помогают обновить оборудование, предоставляют своих мастеров для обучения будущих рабочих.
Мне хотелось услышать о подобных и других проблемах от самих директоров учреждений среднего профобразования во время перерыва. Но волею судьбы попались руководители благополучных училищ. Это директор Калужского колледжа информационных технологий и управления Алексей Никитин. Он рассказал, что между колледжем и концерном Volkswagen заключен договор, по которому выпускник получает три диплома: диплом техника, сертификат предприятия и сертификат российско-германской внешнеторговой палаты. По словам Алексея Валерьевича, качество подготовки специалистов в любом колледже во многом зависит от активности работодателя, от его заинтересованности в хорошо подготовленных, на уровне современных требований рынка труда, рабочих. А у Николая Иванова, директора Новочебоксарского политехнического техникума, созданного всего два года назад путем слияния двух «неперспективных» училищ, тоже налажены надежные связи с работодателями. Это более ста производств, с которыми техникум сотрудничает по принципу партнерства. Среди них тракторный завод, где студенты проходят практику и куда потом идут работать. Николай Матвеевич тоже уверен, что без контактов с работодателем подготовить совершенных рабочих и техников невозможно.
Активно сотрудничают с профильными предприятиями училища металлургического, железнодорожного, электротехнического и строительного профиля. Но, разумеется, далеко не все. Причина основная - система подготовки рабочих кадров начального и среднего звена малопривлекательна для возможных инвесторов и для самих подростков.
На съезде говорилось, что решения об оптимизации сетей СПО должны приниматься с учетом интересов работодателей и населения. Хороший опыт в этом отношении накоплен в Татарстане, Тверской области. Здесь создаются многопрофильные и многоуровневые средние учебные заведения, что позволяет быстро менять содержание обучения под конкретные рынки труда, создавать совместно с работодателями более гибкую программу. Эти выводы прозвучали в выступлении Наталии Золотаревой, директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров Минобрнауки.
Заместитель директора Таганрогского авиационного колледжа им. В.М.Петлякова рассказала о своих взаимоотношениях с инвесторами и работодателями. Успех этого учебного заведения во многом зависит от многомиллионных грантов, имеющих целью непосредственно стимулировать инновационное развитие. Были успешно разработаны и реализуются инновационные программы, связанные с подготовкой рабочих и специалистов для высокотехнологичных производств. В итоге в колледже появились современные компьютеризированные обучающие суперкомплексы, где будущие технологи, а это самая востребованная специальность, приобретают навыки в соответствии с мировыми стандартами. Студенты создают в электронном виде детали, разрабатывают технологии их производства, а во время защиты диплома они демонстрируют все ступени обработки придуманной ими детали, после чего виртуальная программа переключается на станок и спустя некоторое время комиссия, в состав которой входят и работодатели, может оценить готовую деталь. В этом колледже готовятся специалисты высшего класса. Такой опыт, к сожалению, не типичен для наших СПО, о нем их руководители только пока думают как о несбыточной мечте.
Есть еще одна проблема, тоже обсуждавшаяся на съезде, о которой следует сказать. Это зависимость уровня подготовки кадров специалистов от уровня подготовки преподавателей и мастеров. Основная их масса располагает теми навыками и знаниями, которые получены в давние времена. Нередко мастера училищ о цифровом оборудовании знают только понаслышке. Есть, конечно, преподаватели, которые имеют ученую степень, в том числе и доктора наук, но их единицы.
Вот уже несколько лет проходит процесс передачи училищ среднего и начального профобразования из федерального подчинения в региональное. О целесообразности этого много спорили и спорят сейчас. Скажем, по мнению министра Дмитрия Ливанова, главная функция училищ - развитие регионов, развитие местных предприятий. Однако многих волнует, что в субъектах Федерации, именуемых дотационными, просто не будет денег для их содержания. И на съезде тоже по этому поводу выражали тревогу. Хотя были приведены и положительные примеры: новая система стала ближе к задачам области, республики. Это позволило ввести новые формы обучения, расширить число профессий. Считается, что на федеральном уровне трудно решить, сколько такой-то конкретной территории в ближайшие годы потребуется строителей, станочников, автослесарей, парикмахеров и т. д., поэтому многие училища работают вхолостую.
В конце прошлого века несколько регионов - Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новгород - по своей инициативе взяли училища на региональное обеспечение. За это время многие их директора получили второе высшее образование, повысилось качество образования, в результате чего в регионе снизился процент среди безработных с начальным профессиональным образованием. В бедных же, дотационных регионах переданные с федерального подчинения училища нередко закрываются, а здания приватизируются. Заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы Олег Смолин предложил, чтобы такого не случилось, к минимальному финансированию из регионов предусмотреть средства из федерального бюджета. Он также настаивал на том, чтобы твердо установить механизмы финансирования училищ, независимо от числа обучаемых в них студентов, и еще обязательно сохранить для них отсрочки от службы в армии, довести стипендию до прожиточного уровня, уменьшить налоги и количество проверок. Выход из кризисного состояния профтехобразования Олег Николаевич видит именно в решении вопроса финансирования начальных и средних профтехучилищ.
Несмотря на многие кризисные проблемы, система профтехобразования, как говорили выступавшие, по-прежнему живет и развивается, выпускает сотни тысяч рабочих и средних специалистов. Что-то уже сделано для ее модернизации. Учитывая накопившиеся десятилетиями проблемы, путь реформирования начального и среднего профобразования в любом случае долог и тернист, но пройти его необходимо.

Статфакт

В настоящее время в системе специального среднего образования России имеется около 3000 учреждений профессионально-технического образования и столько же учреждений среднего профессионального образования. В них насчитывается около 3 миллионов учащихся. Ежегодно один миллион выпускников выходят на рынок труда.
В училища поступают 35% выпускников 9-х классов.
Главный их конкурент - гастарбайтеры и вузы, многие выпускники которых также идут в рабочие и техники.
Во всем мире ценятся мастерство, знания, а не сам диплом.
Сейчас в вузах страны учится вдвое больше студентов, чем в профтехучилищах. Это не соответствует конъюнктуре, сложившейся на рынке труда. По запросам работодателей, сегодня для 80% требуемых специалистов достаточно иметь начальное профессиональное и среднее профессиональное образование, и лишь 20% специалистов, которые требуются сегодня, должны иметь высшее образование.