Трудно ли после многолетней преподавательской работы быть директором? На этот вопрос Наталия Борисовна отвечает: «Не могу сказать, что легко. Но если люди доверили мне, значит, они надеются, что я справлюсь. И подвести их не смогу».
Наталия Андреева с самого раннего возраста привыкла оправдывать доверие, которое на нее возлагают. Мама приучила ее любое начатое дело доводить до конца, как бы трудно ни было. Но, конечно, не просто заставляла, а помогала, была опорой в любых трудностях. «Когда у меня появилась мысль оставить аспирантуру, - вспоминает Наталия Борисовна, - мама сказала: «Раз начала, нужно закончить». За это Наталия Борисовна очень ей благодарна и даже сегодня считает маму первым своим помощником в жизни. К слову, мама Наталии Борисовны медик и к педагогике отношения не имела. А папа был военным. К сожалению, он умер, когда Наташа училась в университете.
Откуда педагогический талант у их дочери? Удивительно, но профессия «выбрала» ее, когда она только ходила в садик. Мама Наталии Борисовны вспоминает, что уже в пятилетнем возрасте дочь решила стать учителем и всем, кто спрашивал, кем она хочет быть, говорила: «Буду учителем». Интересуюсь у Наталии Борисовны, что повлияло на ее выбор.
- Мне всегда было очень интересно учиться. И когда у сестры что-то не получалось, родители приводили меня в пример.  Вот, наверное, тогда я и почувствовала себя немного учителем.
А потом, уже в начальной и средней школе, Наташе очень повезло с педагогами. В то время было принято доверять ученикам. Например, в день самоуправления или когда надо было позаниматься с отстающими одноклассниками. В старших классах отличникам и хорошистам предлагали помогать учителям. «И это было очень правильно, на мой взгляд, с педагогической точки зрения. Именно тогда я поняла, что мне нравится роль учителя, что у меня получается объяснять». Училась Наталия Андреева хорошо по всем предметам, но все-таки больше всего любила историю. Конечно же, оттого что ей повезло с учителем. Мулюкова Лидия Михайловна, заслуженный учитель Чувашской Республики, - непревзойденный мастер своего дела. С первых же уроков, еще будучи в 5-м классе, Андреева поняла, что пойдет по ее стопам.
А дальше уже все складывалось по обычному сценарию. Учеба в Чувашском государственном университете на историческом факультете. По окончании направление в аспирантуру. Обучение в аспирантуре совмещается с преподаванием в родной батыревской школе, куда Наталия пришла, получив диплом бакалавра. Было трудно, но помогли коллеги, особенно Людмила Анатольевна Чернова. Да и многие другие. Наталии Борисовне везло: ее окружали прекрасные люди, очень хорошие учителя, которые в нее верили и очень поддержали в первые годы работы в школе.
В 2006 году состоялась защита диссертации, и Наталия Борисовна стала кандидатом исторических наук. Тема научной работы была непростая, но очень интересная: «Губернский и уездные города Казанской губернии в конце XVIII - первой  половине XIX века: политический и социально-экономический аспекты развития города в полиэтническом регионе». Диссертация готовилась в течение четырех лет, приходилось много ездить, изучать архивы трех республик: Чувашии, Татарстана и Марий Эл. Но зато работа с документами позволила восстановить историю 12 городов этих трех регионов.
Во время работы над диссертацией Наталии Борисовне пришлось брать отпуска, она была вынуждена надолго оставлять своих учеников. Но, возвращаясь, всегда видела их радостные глаза: дети ждали ее с нетерпением. Был даже случай показательный и многое определивший. Однажды Наталия Борисовна после долгого отсутствия вернулась раньше срока и пришла в школу. Ученики не знали о ее возвращении, и когда она неожиданно для них вошла в класс, все как один, не сговариваясь, встали и зааплодировали. Сказать, что Наталия Борисовна была растрогана, ничего не сказать. «Это стало для меня сигналом, что я не столько ученый, сколько, и это в первую очередь, учитель», - вспоминает она тот день.
Но не все и не сразу складывалось гладко и благостно. Молодым педагогом Наталия Борисовна пришла в свою школу сразу после IV курса. Поскольку требовалось совмещать работу и учебу в магистратуре, ей дали неполную нагрузку. Сначала она преподавала только в трех классах, среди которых были и сложные, и очень хорошие. Как всем, кто начинает, ей было тоже тяжело. «Я «болела» болезнью начинающих. Многие выпускники педвузов думают, что только они точно знают, как правильно вести занятия». После первого года работы в школе у нее появилось прозвище Компьютер. Когда Наталия Борисовна узнала о нем, то не обиделась и не расстроилась. Такое прозвище скорее льстило молодому педагогу: «Я думала, что это хороший отзыв о моей работе. А сейчас я понимаю, что дети имели в виду совсем другое - избыточную информацию, которую я выдавала из своей головы. Сейчас я стараюсь в своей работе не допускать таких ошибок. Не все классы одинаково подготовлены, не все умеют  быстро размышлять и выдавать ответ. Конечно, подстроиться к детям с первого дня не получается, но со временем к каждому  классу подходишь индивидуально. И среди учеников уже знаешь, с кем можно заниматься углубленно, а кому нужно помочь усвоить хотя бы минимум».
Наталии Борисовне в свое время пришлось поработать с коррекционными классами, преподавание в них требует особой специфики. Сейчас в батыревской школе таких классов нет, да и почти везде мода на коррекционные классы прошла. В обычном классе даже слабые ученики чувствуют себя более комфортно, чем там, где все дети одинаково не мотивированы на учебу. Но сегодня работу с такими детьми Наталия Борисовна воспринимает как ценный опыт. Он пригодился в работе с учениками, которым тяжело дается запоминание дат, имен и событий. Кроме того, Андреевой довелось работать с людьми разного возраста - и с детьми, и со студентами. Довольно продолжительное время она работала по совместительству в Батыревском филиале Чувашского государственного университета. Преподавала заочникам на историческом факультете, проводила семинары, лекции. В большинстве своем студенты были намного старше ее. 40-50-летние люди получали первое высшее образование, и молодому преподавателю нужно было заслужить уважение аудитории. «Сегодня многие мои студенты стали моими коллегами. Мне всегда приятно встретиться с ними на различных курсах и семинарах. Я вижу, что работала не зря, - говорит Наталия Борисовна, вспоминая тот период жизни, и добавляет: - Работа в университете научила меня ориентироваться, подстраиваться к людям, менять темп речи, научность языка».
Имеющийся опыт очень помогает в публичных выступлениях, в разговоре с родителями, учениками, коллегами, в выступлениях в профессиональной ассоциации. Ораторским мастерством она владеет свободнее, чем многие коллеги, да и проявлять гибкость в разговоре с различной аудиторией может не каждый. Андреева умеет быстро реагировать, она без труда отвечает на самые сложные вопросы, способна аргументировать свою точку зрения и анализировать вслух. Если кого-то из коллег публичное выступление пугает, то Наталию Андрееву, наоборот, мобилизует. «Такие ситуации позволяют нам развивать гибкость ума», - убеждена она.
Умение убеждать, быстро переключаться помогает ей в сложных ситуациях, которые хоть и редко, но, наверное, случаются даже у самых замечательных учителей. Наталия Борисовна призналась, что для нее самыми тяжелыми бывают моменты, когда она заходит в класс и видит равнодушные глаза учеников. «Кажется, что они смертельно устали учиться и ничто не может их заинтересовать. Тогда отходишь от темы урока, говоришь о том, что им интересно в данный момент, и тогда постепенно удается справиться с их настроением, потом уже переходишь к теме. Если же не удается переломить равнодушие, становится очень горько. Очень переживаю всегда, если не могу ничего сделать». Но это единичные случаи. Дети признают, что Андреева настолько интересный учитель, что скучать на ее уроках немыслимо. «У нее необычный подход к преподаванию и вообще на все своя, совершенно удивительная точка зрения», - сказала об учителе девятиклассница Таня Лекарева.
Наверное, гибкость как особенность характера, нестандартное мышление помогли Андреевой победить на региональном учительском конкурсе. Ее соперники прекрасно проявили себя и в открытых уроках, и в мастер-классах, и в знании методик, но все точки над i расставил конкурс «Открытая дискуссия», где Наталии Андреевой не было равных. Конечно, сыграла роль и специальность - «учитель истории и обществознания», которая требует особой скорости речи и мышления. Помог и опыт преподавания в университете. Поскольку она вела семинары по методике преподавания, то была хорошо знакома с педагогическими технологиями. Кроме того, на протяжении последних пяти лет Наталия Борисовна является членом жюри районного конкурса «Лучшая модель внедрения педагогической технологии в образовательный процесс», в котором в свое время дважды стала победителем. Поскольку этот конкурс призван воплощать педагогическую теорию в практику, участники выступают со своими педагогическими технологиями, успешно разбираясь в тонкостях различных методик.
Но победы в конкурсах не самая большая ценность в жизни. Больше всего Наталию Борисовну радуют ученики, которые на глазах взрослеют, меняются в лучшую сторону. Радует, когда они спустя годы возвращаются в родную школу и благодарят учителей за уроки. Не все добиваются публичных успехов, но большинство становятся порядочными людьми, находят себя в жизни. Уходя из школы, остаются благодарными учениками. Еще Наталия Борисовна по праву гордится своей талантливой дочкой Никой, которая успешно учится в 7-м классе, чудесно танцует и все успевает. «Она еще более целеустремленная, чем я», - признает Наталия Борисовна. Она старается стать для нее такой же прекрасной мамой, какой является для самой Наталии Борисовны ее мама.
Еще директора батыревской школы радует, что не все уезжают из ее родного села, имеющего давнюю историю и крепкие традиции. Батыреву чуть более 500 лет, в нем проживают около 7000 человек - согласно статистике это второе по численности село в Российской Федерации (первое - татарское село Шыгырданы - расположено по соседству). Батырево считается богатым селом, здесь много комфортабельных частных домов. В селе есть все для развития детей: физкультурный комплекс, который называется по-чувашски «Паттар» - «Богатырь». В нем есть и корты, и спортивные залы, и бассейн, и комнаты для игры в шахматы. Очень развита национальная борьба. Развита как спорт, но в жизни царят мир и дружба. Исстари рядом живут представители разных национальностей. Больше всего, конечно, чувашей, есть татары, мордва, русские, много переселенцев с Кавказа. Переселенцев привлекают толерантность, спокойные отношения между представителями разных национальностей, никакой розни и конфликтов. «Мы всегда были тесно связаны друг с другом. Татары прекрасно владеют чувашским языком, много межнациональных браков, мы настолько переплелись друг с другом, что четкого деления уже и нет. Это очень  хорошо», - с гордостью говорит Наталия Борисовна.
Возможно, настанет время, когда кто-то из учеников батыревской школы предложит и реализует в масштабах всей страны свою, научно обоснованную модель мирного сосуществования разных национальностей на единой территории.

Республика Чувашия