- Каким образом необходимо действовать, если поставщик отказывается принимать возврат продуктов питания и сообщает, что других продуктов нет и заменить их невозможно?
- Продукты, не соответствующие по качеству требованиям, установленным государственным контрактом, приемке и оплате не подлежат. Получатель должен оформить претензионный акт (с отражением требования о замене и сроке замены) для дальнейшего выставления заказчиком претензий и штрафов.
- Допустимо ли исполнителю покупать продукты для замены в розничных магазинах?
- Государственный контракт не ограничивает исполнителя в выборе производителей и мест приобретения поставляемых пищевых продуктов. При этом поставляемые пищевые продукты должны иметь сопроводительные документы в соответствии с требованиями действующих государственных контрактов.
- Каким образом необходимо действовать родителям, если заведующий ДОУ отказывается составлять претензионный акт?
- В случае если управляющий совет и администрация учреждения привлекли родителей к проверке организации питания и были выявлены нарушения, подтвержденные комиссионно, то формируется претензионный акт. При несогласии родителя, ставшего членом комиссии, с перечнем выявленных нарушений член комиссии вправе сделать соответствующую запись. Родители вправе выразить свое мнение в официальном обращении в адрес руководителя образовательного учреждения для дальнейшего рассмотрения в установленном порядке и проведения проверки комиссией.
- Услуга организации питания оказывается не в полном объеме: поставщики не предоставили столовую посуду (как это происходит в школах), мытье детской столовой посуды после приема пищи производят сотрудники детского сада (компенсация оплаты труда не производится). Просим разъяснить, почему так происходит.
- В соответствии с пунктом 1.2.1.3 исполнитель на подготовительном этапе оказания услуги должен доставить в образовательное учреждение оборудование и инвентарь, необходимые для оказания услуги, при их отсутствии в учреждении. Пункт 1.2.2.3 определяет обязанность исполнителя организовывать потребление рационов питания, а также создать условия для организации потребления и обслуживания. При переходе дошкольных образовательных учреждений на услугу по организации питания функциональные обязанности сотрудников (воспитатели, помощники воспитателей) дошкольного образовательного учреждения остались прежними и предусматривают организацию ими питания детей в групповых комнатах.
- Допустима ли поставка продуктов в дошкольное учреждение в нерабочее время, когда сотрудники учреждения и родители не имеют возможности участвовать в приемке продукции?
- При оказании услуг по организации питания исполнитель производит подвоз пищевых продуктов во время работы пищеблока образовательного учреждения. В соответствии с п. 6.4.1 государственного контракта образовательное учреждение в срок до 20 декабря 2012 года обязано было направить исполнителю два экземпляра акта, в том числе с указанием сведений о режиме работы образовательного учреждения. Исполнитель был обязан в течение 1 (одного) рабочего дня после получения от получателя услуг акта с указанием в том числе сведений о режиме работы образовательного учреждения направить подписанный экземпляр этого акта получателю услуг (п. 6.6.2 государственного контракта). Государственный контракт не запрещает исполнителю производить поставки пищевых продуктов в дополнительное время (которое совпадает с режимом работы образовательного учреждения) при согласовании такого порядка с получателем услуг (администрацией). При этом исполнитель должен обеспечить присутствие на пищеблоке работника пищеблока, отвечающего за прием и учет.
- Какие действия необходимо предпринять заведующему образовательным учреждением, если повар не вышел на работу, а исполнитель не предоставил замену? Кто в таком случае должен готовить еду для детей?
- Получатель услуг оформляет претензионный акт для дальнейшего выставления заказчиком претензий и штрафов. Заведующий образовательным учреждением предпримет такие же действия, как в случае невыхода на работу повара, бывшего штатным сотрудником образовательного учреждения.
- Возможно ли при форс-мажорных обстоятельствах использовать для питания детей продукты, отобранные для суточной пробы (суточной пробы соответственно не будет)?
- В соответствии с пунктом 6.6.28 государственных контрактов исполнитель обязан производить отбор и хранение (за счет средств заказчика) суточной пробы в полном объеме согласно меню (включая пищевые продукты промышленного производства) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. В соответствии с санитарными правилами исполнитель обязан обеспечить хранение суточной пробы в течение 48 часов. Использование суточной пробы на питание потребителя услуг будет нарушением исполнителем пункта 6.6.28 государственного контракта и требований санитарных норм и правил в части отбора и хранения суточной пробы.
- Допустимо ли исполнителю переоборудовать помещения пищеблока и использовать их не по прямому назначению, демонтировать исправное технологическое оборудование ?
- Пищеблок и оборудование образовательного учреждения передают исполнителю в пользование только для их использования в интересах получателя услуг. Исполнитель может произвести демонтаж оборудования при условии его обратного монтажа до окончания срока оказания услуг по действующему государственному контракту. Эти работы производят силами и за счет исполнителя. Кроме того, исполнитель может произвести монтаж собственного технологического оборудования, необходимого ему для качественного оказания услуг.
- Возможно ли производить замену блюд для детей с пищевой непереносимостью какого-либо продукта, если такая замена рекомендуется в нормативных документах? Если да, то каким образом производится замена блюд (продуктов питания)? Если нет, то каким образом можно обеспечить питанием таких детей?
- Согласно СанПиН 2660-10 (п.16.2) питание детей в соответствии с принципами лечебного и профилактического питания должно быть организовано в специализированных дошкольных организациях и группах для детей с хроническими заболеваниями (пищевая аллергия, часто болеющие дети).
- Возможна ли замена непопулярных у детей блюд на более съедобные (в отдельных образовательных учреждениях)?
- Государственные контракты позволяют производить замену блюд в действующих примерных меню в исключительных случаях при условии их соответствия по пищевой ценности, что должно подтверждаться соответствующими расчетами. Соответствие примерного меню для дошкольных образовательных учреждений санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам подтверждается экспертным заключением.
- Каким образом можно осуществлять возврат уже принятых в производство продуктов, если их скрытые недостатки были выявлены в процессе разморозки (мясо, рыба, кальмары)? Обычно недостатки обнаруживаются за несколько часов до закладки продукта, соответственно принять замороженный продукт взамен некачественного размороженного невозможно.
- При выявлении получателем пищевых продуктов, не соответствующих по качеству требованиям, установленным государственным контрактом, получатель оформляет претензионный акт, в котором указывает требование о замене на качественные продукты и устанавливает срок замены.
- В какие сроки должна производиться замена продуктов питания?
- При выявлении получателем пищевых продуктов, не соответствующих по качеству требованиям, установленным государственным контрактом, получатель оформляет претензионный акт, в котором указывает требование о замене на качественные продукты и устанавливает срок замены.
- Подлежат ли замене разбитые яйца?
- В соответствии с Требованиями к качеству пищевых продуктов (приложения №2 и №3 к государственному контракту) исполнитель использует при организации питания «яйца куриные пищевые первой категории диетические» в соответствии с ГОСТ Р 52121-2003. Пункт 5.2.3 ГОСТ определяет отсутствие повреждений скорлупы яйца. Таким образом, яйца с поврежденной скорлупой не соответствуют требованиям государственного контракта в части качества пищевых продуктов, не могут быть использованы при организации питания и приемке не подлежат.
- Правомерно ли со стороны администрации образовательного учреждения устанавливать график посещения пищеблока для комиссии по питанию с участием родителей и отказывать родителям в посещении пищеблока вне установленного графика (при наличии у родителя санитарной книжки)?
- В образовательном учреждении на основании приказа руководителя учреждения по согласованию с управляющим советом утверждается состав комиссии по питанию и положение о комиссии, в котором должны быть прописаны функции комиссии и порядок ее работы. Действия любого характера на территории образовательного учреждения производятся только по согласованию с администрацией и управляющим советом учреждения. Установление графика посещения образовательного учреждения комиссией по питанию с участием родителей и отказ в посещении пищеблока вне установленного графика - это компетенция образовательного учреждения. В период роста заболеваемости гриппом и ОРВИ посещение пищеблоков родителями может быть ограничено.
- В некоторых детских садах заведующие запрещают родителям фото- и видеофиксацию нарушений на пищеблоке во время приемки продуктов. Насколько это правомерно?
- Ведение фото- и видеосъемки на объектах образовательного учреждения производится по согласованию с управляющим советом и администрацией образовательного учреждения. При этом зафиксированные материалы сдают в администрацию учреждения (управляющий совет) для дальнейшего приобщения к материалам проверки и ведения претензионной работы.
- Может ли родитель без сопровождения представителя образовательного учреждения посещать пищеблок и проверять соответствие продуктов питания требованиям, установленным государственным контрактом?
- Администрация образовательного учреждения и/или заказчик по государственному контракту могут привлекать для проверки организации питания представителей управляющего совета учреждения. В образовательном учреждении на основании приказа руководителя учреждения по согласованию с управляющим советом утверждаются состав комиссии по питанию и положение о комиссии, в котором должны быть прописаны функции комиссии и порядок ее работы. Проведение самостоятельных проверок родителями не предполагается.
- Должны ли представители образовательного учреждения вести журнал бракеража входящего сырья?
- При оказании услуг по организации питания для контроля за качеством поступающей продукции исполнитель проводит бракераж и делается запись в журнале бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья. Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы. Оценку качества блюд проводит бракеражная комиссия в составе не менее трех человек - медицинского работника, работника пищеблока и представителя администрации образовательного учреждения по органолептическим показателям. Результат бракеража регистрируется в журнале бракеража готовой кулинарной продукции в соответствии с рекомендуемой формой. Учитывая изложенное, представители образовательного учреждения участвуют в оформлении журнала бракеража готовой кулинарной продукции.
- Должны ли представители образовательного учреждения вести учет пищевых отходов?
- Требования государственного контракта на оказание услуг по организации питания не предусматривают ведение учета и реализацию пищевых отходов, образовавшихся в результате оказания услуг.
- Какие блюда должен включать в себя уплотненный полдник? Просим привести пример нескольких вариантов уплотненных полдников.
- В соответствии с СанПиН 2660-10 полдник составляет 15% суточного рациона, а уплотненный полдник - 30-35%.
- Возможно ли заказывать ужин в образовательные учреждения с 12-часовым пребыванием детей?
- Возможно при отсутствии в примерном меню неуплотненных полдников.
- Какие права в области контроля питания в образовательном учреждении имеет родитель, не входящий в комиссию по питанию, родительский комитет или управляющий совет учреждения? Имеет ли такой родитель право посещать пищеблок для получения информации о качестве поставляемых продуктов, приготовления пищи и соблюдении санитарных правил? (Просим дать ответ с учетом положений Закона «Об образовании», Правил оказания услуг общественного питания, Закона «О защите прав потребителей».)
- В соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» организация питания и создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении на основании приказа руководителя учреждения по согласованию с управляющим советом утверждаются состав комиссии по питанию и положение о комиссии, в котором должны быть прописаны функции комиссии и порядок ее работы. Родитель вправе направить обращение к организатору питания, администрации учреждения и в комиссию по питанию учреждения с вопросами касательно организации питания в учреждении.
- Требуется ли родителю (родителям) заранее уведомлять администрацию образовательного учреждения или ответственного за питание о намерении посетить пищеблок для контроля качества оказываемой услуги питания?
- Действия любого характера на территории образовательного учреждения производятся только по согласованию с администрацией образовательного учреждения. В образовательном учреждении на основании приказа руководителя учреждения по согласованию с управляющим советом утверждаются состав комиссии по питанию и положение о комиссии, в котором должны быть прописаны функции комиссии и порядок ее работы.
- Может ли член комиссии по питанию (или иного идентичного по функционалу органа контроля) из числа родительской общественности в единственном лице (без сопровождения сотрудника образовательного учреждения) посещать пищеблок с целью контроля качества оказываемой услуги питания?
- В соответствии с пунктом 6.3.2 получатель услуг имеет право привлекать для проверки соответствия оказанных исполнителем услуг требованиям, установленным контрактом, уполномоченные контролирующие органы, а также представителей управляющего совета или иного органа самоуправления государственного образовательного учреждения, независимых экспертов. В образовательном учреждении на основании приказа руководителя учреждения по согласованию с управляющим советом утверждаются состав комиссии по питанию и положение о комиссии, в котором должны быть прописаны функции комиссии и порядок ее работы. Проведение самостоятельных проверок родителями не предполагается.
- Допустимо ли привлекать сотрудников образовательного учреждения к приготовлению пищи для детей при отсутствии повара? Если допустимо, то будет ли такая работа оплачена и кто будет нести ответственность за некачественно (непрофессионально) приготовленную пищу?
- В соответствии с государственным контрактом оказание услуг по организации питания производится сотрудниками исполнителя. В случае отсутствия повара исполнителя на пищеблоке учреждения получатель услуги оформляет претензионный акт с указанием требований об устранении данного несоответствия и срока устранения. При неоказании услуги по организации питания исполнитель несет ответственность в соответствии с государственным контрактом (п. 7.6.1) и законодательством РФ.
- Возможно ли требовать замену повара или иного персонала пищеблока в случае постоянных нарушений санитарно-гигиенических требований? Какова процедура подобной замены?
- Получатель услуг и/или заказчик при ведении претензионной работы вправе указать в претензионном акте и претензии рекомендацию о замене сотрудников исполнителя на пищеблоке получателя услуг.
- Кто должен проводить дезинсекционные и дератизационные работы в детском саду и в школе? По условиям ГК это обязанность получателя услуги, по СанПиН 2.4.1.2660-10 - обязанность учебного учреждения, СанПиН 2.4.5.2409-08 п. 14.2 установлено, что юридические лица независимо от организационных правовых форм и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с организацией и (или) обеспечением горячего питания, для реализации профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья обучающихся, обеспечивают проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации. То есть в госконтракте содержится противоречие, которое может привести к необоснованной трате бюджетных средств.
- СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 14.20) и СанПиН 2409-08 (5.23) предусматривают проведение дезинсекции и дератизации «силами специализированных организаций». В соответствии с пунктом 14.2 СанПиН 2409-08 исполнитель обеспечивает проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации. Этот пункт (14.2) однозначно не определяет проведение таких мероприятий за счет исполнителя. Дезинсекционные и дератизационные работы проводят во всех помещениях учреждения одновременно, и соответственно они могут быть организованы только централизованно администрацией учреждения. Исполнитель в соответствии с санитарными правилами и нормами обязан содержать пищеблок и осуществлять профилактические мероприятия (комплекс мероприятий ежедневной уборки, ежемесячная генеральная уборка с проведением дезинфекции).
- Почему суточная проба должна оплачиваться заказчиком, а не исполнителем? По санитарным правилам суточную пробу должна отбирать именно организация общественного питания для производственного санитарного контроля. Почему производственный контроль исполнителя оплачивает заказчик?
- Проект государственного контракта на оказание услуг по организации питания в образовательных учреждениях Москвы разработан в рамках Межведомственного координационного совета при Департаменте образования. Кроме того, проект государственного контракта в составе конкурсной документации для проведения торгов на 2013 год прошел согласования. В соответствии с санитарными нормативами и правилами отбору подлежат только приготовленные блюда (порционные блюда отбирают в полном объеме: салаты, первые и третьи блюда, гарниры - не менее 100 г). Санитарные правила не подразумевают хранение на пищеблоке учреждений суточной пробы продуктов промышленного производства. Пункт 6.6.28 государственного контракта для защиты интересов образовательных учреждений обязывает исполнителя хранить суточную пробу (за счет средств заказчика) в полном объеме блюд на каждом пищеблоке, включая продукты промышленного производства.