В современном мире, где наряду с множеством позитивных изменений одновременно возрастает конкуренция, в том числе межличностная и профессиональная, усугубляются экономические, экологические и социально-политические проблемы, качество образования - ключевое, хотя и не единственное, условие достижения успеха как отдельным гражданином России, так и всем государством в целом.
Качество жизни и образование неразрывны и взаимосвязаны. Именно поэтому государство ставит перед родителями, детским садом, школой, высшими учебными заведениями задачу сформировать личность с набором необходимых базовых, бытовых, специальных и профессиональных компетенций. Но возможно ли выполнение такого заказа? Готовы ли современные учащиеся стать теми мыслящими, нравственными и волевыми людьми, способными активно участвовать в жизни и развитии государства, в котором они живут, защите его национальных интересов, преодолении пассивности и социальной апатии? Практика последних десятилетий показывает, что не всегда. Сегодня уже не секрет, что беспрерывные до недавнего времени реформы сферы образования принесли не только пользу, тем не менее социально-экономический прогресс нашей страны невозможен без прогресса в системе образования. Но при этом, внедряя новое на практике, важно не навредить традиционному. Не выплеснуть ребенка вместе с водой.
Развитие нашей системы образования основано на двух основных тенденциях: сохранении традиций, характерных для советской образовательной практики, которая до сих пор признана в большинстве стран мира одной из наиболее эффективных, и инновационной деятельности по модернизации структуры и содержания образования.
Современные дети отличаются от их сверстников двадцатилетней давности. Сегодняшний выпускник средней и высшей школы должен иметь не только фундаментальные знания, но и дополнительно владеть определенными компетенциями, уметь анализировать, критически мыслить, уметь учиться и самостоятельно воспринимать знания, успевать за изменениями. Возможно ли применить на практике то, что так хорошо выстроено в теории? Гарантирует ли это качественный уровень жизни современного выпускника? Скорее всего нет.
Модернизация системы образования направлена на насыщение памяти учащихся все большим объемом строго определенных знаний и формирование специализированных умений и навыков. Это неизбежно ведет к пробелам в образовании, проблемам в осознании гигантского художественного, литературного, эстетического и этического наследия человечества, что приводит многих молодых людей к непониманию своей роли в жизни: развитии общества и тонкой связи между обеспечением качества своей жизни и качества жизни общества в целом. Преодоление этих противоречий в реальной жизни зависит от множества составляющих и проявляется в отношении человека к себе, своей жизни, другим людям, природе, обществу, качеству жизни. Механистический подход к образованию и, главное, его результатам востребован определенными кругами. Он вполне логичен и имеет под собой реальную экономическую основу, поскольку для данного типа социального запроса нет необходимости в большом количестве людей, умеющих самостоятельно думать, искать информацию, анализировать ее и делать собственные выводы. Нужны исполнители, уровень образования которых точно соответствует сложности операций, которые они должны качественно исполнять в течение жизни. Тригонометрия, алгебра, филология, да и просто человеческое любопытство, жажда познания в этой структуре становятся лишними. Несмотря на весомую поддержку, такой подход к образованию не возобладал в нашей стране. Представители высшей власти России снова заговорили о том, что педагог и воспитатель - это не слуга, а образование не сфера услуг. Этот подход лично мне очень импонирует.
Мы снова возвращаемся к пониманию того, что образование - это не просто технология передачи набора знаний, а полноценное развитие воспитательной компоненты. Только в этом единстве образования и воспитания возможно развитие современной, увлекательной, интересной и всесторонней системы многофакторного взаимодействия с детьми, а человек, получивший в детстве такое образование и воспитание, становится обладателем максимальных шансов обеспечить себе и окружающим достойное качество жизни.

Ольга ВАСИЛЬЕВА, воспитатель детского сада №1578