По-видимому, четких критериев для всех не существует. Каждый из нас опирается на собственный опыт, на память о воспитании в семье, в школе, на свои представления о нормах поведения и системе нравственных ценностей. Но вряд ли вызывает сомнение утверждение, что качественное и полноценное образование, полученное в срок и последовательно, призвано стать залогом профессиональной востребованности, реализованности и личного успеха. Известно, что в современных благополучных семьях, где мама может позволить себе не работать и целиком сосредоточиться на воспитании детей, зачастую для дошкольного воспитания выбирается принцип так называемого домашнего образования. В этом случае ребенок, возможно, получает интеллектуальную нагрузку в более комфортном и щадящем режиме, однако мама без специальной подготовки не всегда способна осуществлять обучение в строгом соответствии с возрастом ребенка, его психофизическими особенностями и персональными склонностями. К тому же мама склонна пожалеть ребенка, сократить или вовсе отменить занятия, руководствуясь различного рода субъективными факторами, что сказывается на качестве полученных ребенком знаний.
Гораздо эффективнее, на мой взгляд, осуществляется работа с детьми в группах, в коллективе, под руководством профессиональных педагогов. В этом случае есть возможность применить различные педагогические методики, выявить их сильные и слабые стороны, попутно тактично корректировать поведенческие и личностные особенности детей. Грамотно построенная повседневная работа с детьми в дошкольном учреждении - лепка, рисунок, основы грамоты и счета, физическая культура, формирование четких представлений об окружающем мире, необходимых социальных навыков - все это планомерно и последовательно готовит ребенка к переходу в школу, во взрослый мир. Совместная работа в коллективе, в том числе создание коллажей и рисунков в группе, работа в парах, стихотворные и песенные монтажи, подспудно и незаметно учат наших малышей навыкам общения, взаимовыручки, умению дружить и уступать.
С другой стороны, именно раннее качественное образование, полученное в группе сверстников под руководством грамотного, чуткого педагога, развивает способность самостоятельно мыслить, ухаживать за собой, помогать слабому и тянуться до уровня сильного. Ведь под образованием в широком смысле следует понимать не только умение читать, писать и считать, но и навыки общения, применения полученных знаний, умение отстаивать свою позицию и аргументировать собственное мнение.
В связи с этим перед образовательным учреждением стоит множество непростых задач. Одна из них - переход на личностно ориентированную модель развития и воспитания, признающую ценность развития индивидуальности ребенка: не рядом, не над, а вместе. И качество работы в дошкольном учреждении во многом зависит от работы воспитателя. Востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь...
Мне нравится не просто учить ребенка способам познания и преобразования окружающего мира, а вместе с ним проходить путь познания, результаты которого не предопределены. Я считаю, что научить ребенка мыслить и самостоятельно добывать знания, заложить фундамент активной жизненной позиции - это педагогическая цель современного образования, а приоритетная задача педагога - установка на развитие творческой деятельности ребенка, стремление создать что-то новое, принимать самостоятельное решение, тем самым формируя успешность.
По-моему, современный педагог сегодня - это не просто грамотный специалист, а успешный человек. Мое педагогическое кредо: «Успешный педагог - успешный в жизни ребенок! Открой мир ребенку и ребенка миру!» А для того чтобы успешно жить и действовать в нашем мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Поэтому кем бы я ни работала: учителем математики в школе, педагогом дополнительного образования или воспитателем, я считаю своим долгом помочь ребенку построить свой путь успешного развития, учитывая его индивидуальность, склонности и интересы.
Получение в детском саду качественного, полноценного образования, стремящегося охватить как сферу собственно предметных, так и социальных знаний, может и должно послужить залогом успешного перехода в школу, где первоначальные знания, умения и навыки будут развиваться и крепнуть, а личность ребенка станет индивидуальной, талантливой и более успешной не только для себя самого, но и для общества в целом.

Игорь Агапов - Ирине Власовой после мастер-класса

Я жестом рисовать согласен:
Следов потом не остается.
И я теперь успешен в классе,
Любой рисунок удается.
Ирина приоткрыла дверцу,
Как можно от восторга лопнуть...
Мне очень близок символ сердца,
Но я его не дам пришлепнуть!