Старший сын, получивший пятерку за блестящий ответ по предмету, бурно выразил на уроке радость за пережитый успех: не один час накануне был потрачен им с отцом на глубокое изучение темы. Однако учитель не разделил радость моего сына, счел его поведение неуместным и лишил его отметки. Ни я, ни папа так и не смогли объяснить ребенку, не уронив авторитет педагога, какую тот преследовал цель.
Качество жизни моего сына и нашей семьи неоднократно страдало от непонимания некоторыми педагогами возрастных особенностей развития. Качество образования для некоторых из них сводилось к пятеркам, а пятерки - к послушанию и прилежанию, а не к способностям и возможностям детской личности. В этот круговорот попадали и мы, родители, поэтому для меня - мамы и профессионала - словосочетание «качество образования» имеет конкретные очертания.
Что такое качество жизни? Это в первую очередь востребованность, реализованность и успешность личности. Как достичь этого? Путем раскрытия способностей и их развития; осознания своих возможностей; приобретения новых знаний, опыта и их воплощения в жизнь. Как педагог-психолог, я понимаю, что это есть результат развития, и на каждом возрастном этапе эти задачи решаются на новом витке. Поэтому роль системы образования и всех ее субъектов (детей, педагогов, родителей) сложно переоценить.
Сегодня цель образования не только сумма знаний, умений и навыков, которыми овладеет ребенок на определенном возрастном этапе, не удовлетворение профессиональных амбиций педагогического коллектива, выражающихся в рейтингах и количествах грамот и регалий. Цель психолого-педагогических усилий - индивидуальная динамика развития личности каждого ребенка в образовательно-воспитательном процессе и формирование его успешности. Именно она станет фундаментом качества жизни личности в будущем.
Для того чтобы это стало возможным, педагог должен знать сущность понятия «развитие», возрастные закономерности, психологические механизмы, уметь так проектировать и организовывать собственную и детскую деятельность, чтобы обучение вело за собой развитие. Именно этим определяется качество образовательной среды.
На первый взгляд можно сделать вывод, что это некий количественный и качественный результат, демонстрируемый детьми. Однако, прежде чем он будет достигнут, педагогический коллектив должен пройти определенный путь, который выстраивается в причинно-следственную связь.
Первое и самое важное - целевая установка, одинаково понимаемая и принимаемая каждым членом коллектива. На этом этапе роль педагога-психолога чрезвычайно важна, так как подмена цели или ее смещение ведет к иному результату, то есть изменению траектории развития детской личности и качества ее жизни в будущем.
Очередным этапом, следующим за осознанием целей своей деятельности, будет создание комплекса психолого-педагогических условий, способствующих развитию личности ребенка, и построение индивидуального маршрута образовательно-воспитательного процесса. Сегодня образование претерпевает модернизацию, ФГОС определяет требования к образовательным результатам, в школе это триада предметных, метапредметных и личностных результатов ребенка, складывающихся в компетентности, в детском саду - соотносящиеся с ними интегративные качества личности ребенка, достичь которых можно только грамотно и целенаправленно спроектированной и реализованной совместной деятельностью педагога и ребенка, а также деятельностью самих детей, что отражает сущность системно-деятельностного подхода.
Очевидно, что успешность ребенка - следствие условий, которые создают взрослые. Именно поэтому качество жизни зависит напрямую от качества образования. Понимание этого, на мой взгляд, кардинально изменяет вектор направленности профессиональных усилий педагога-психолога: от измерения и оценки личности ребенка на экспертизу деятельности педагогического коллектива и образовательной среды учреждения.
Мне кажется закономерным одним из условий модернизации системы образования - выстраивание психолого-педагогического сопровождения. Одним из основных его ориентиров должно стать повышение психологической компетенции педагогов и родителей.
С поступлением младшей дочки в школу и началом моей активной профессиональной деятельности качество жизни моей семьи стало заметно лучше, в частности, потому что я и учитель моего ребенка качество образования понимаем одинаково.

Светлана КОВАЛЕВА, педагог-психолог детского сада комбинированного вида №1428, выпускница Открытого университета имени М.Шолохова, самовыдвиженец, номинация «Педагог-психолог Москвы»