В какой-то момент вдруг понимаю, что из этой сказки получится интересный детский спектакль. А что? Главный герой есть - солдат, который берется разгадать тайну, почему каждое утро король находит под кроватями своих дочерей стоптанные до дыр туфельки, как будто они всю ночь танцевали. Есть добрая старушка, помогающая солдату, король - важный и строгий, не говоря уже о большом количестве принцев и принцесс. Ролей хватит на всех.
«Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец».  А в моей голове уже начинается отсчет запуска новой мысли: чувствую легкое волнение и дрожь внутри. Ага! Началось! Вот он, миг начала  творческого процесса, когда новая идея увлекает, захватывает! В моей голове, как в котле, все варится, ворочается, бурлит, кипит...   Занимаюсь привычными делами, но всегда чувствую приближение момента, когда уже пора: вот сейчас сяду, возьму ручку и выплесну на лист бумаги уже фактически готовый сценарий! А дальше еще интереснее!
Музыка! Много музыки должно звучать! Из многообразия музыкального материала необходимо выбрать только то, что нужно именно для этого спектакля. Торжественное или трепетно-нежное... Полонез - это начало сказки, менуэт - танец принцев и принцесс. Суета и легкая поступь юных королев -  здесь, пожалуй, подойдут «Галоп» Ж.Бизе,  «Бабушкин менуэт» Э.Грига, а еще музыка Баха, Моцарта...  Атмосфера того времени и сказки, конечно...
 И вот сценарий готов.  «Будем играть сказку!» Думаю, не стоит рассказывать о той реакции, когда дети слышат эти слова. Радость, восторг и вопросы: «А кто буду я?», «А я?». Они все -  тихони и  непоседы, картавые и беззубые  -  хотят быть принцами, принцессами, королями...
Итак, мы начинаем! Собственно, начали уже три года назад, когда в образовательной программе нашего Центра  развития  ребенка  №2364  начали работать по программе «Синтез» - музыка, живопись и художественное слово   слились в целостном восприятии детей. Дошкольникам стали доступны такие понятия, как «балет», «опера», «сказка в музыке». Зазвучали имена композиторов и названия их творений: «Щелкунчик» П.И.Чайковского,  «Золушка» С.С.Прокофьева, «Руслан и Людмила» М.И.Глинки, захотелось не только ознакомить детей с  классическими произведениями, но и  дать им  возможность пережить, прочувствовать их через движения, пластику, речь, через игру в сказку, наполненную прекрасной музыкой.  В нашем детском саду есть для этого все необходимое: театральный зал со сценой,  костюмы,  а еще  желание прикоснуться к прекрасному и  неизведанному миру театра.  Есть азарт и любопытство: а получится ли?  А еще интерес у нас, у педагогов.  И у родителей! А как же? Куда же без них, наших первых помощников? Кстати, они же, выражаясь литературно, и наши «отрицательные герои». Это  когда накануне спектакля практически без предупреждения увозят детей то за город, то к бабушке, то на отдых за границу, то просто проспали...
«Да вы не волнуйтесь! На спектакль придем!» Как?! А творческий процесс? А индивидуальная работа? А реплики?
- Где же ваш Сашенька? Он же принц!
- Хм, да у него нет ни одного слова в роли принца!
Ситуация, кстати, не меняется, даже если реплика есть, допустим, одна, но, по мнению родителей, надо бы побольше, побольше... И невдомек им, что у  принца в спектакле много задач и сверхзадач: он должен пройти по сцене с гордой осанкой, заложив руку за спину, пригласить-посадить принцессу на ее стул, а еще «проплыть на лодочке» под «Аквариум» К.Сен-Санса по определенной траектории, пройтись торжественным маршем и сделать несколько танцевальных па под «Менуэт» В.А.Моцарта. А еще в определенный момент взять свой музыкальный инструмент и сыграть очень ритмично «В садике» Майкопара, изображая треск и звон алмазных и серебряных деревьев в волшебных аллеях.
Да, нелегкая это работа постановщика-режиссера-музыканта и кого там бишь еще?.. Хрупкая вещь - детский театр, того и гляди рассыплется весь так грандиозно и талантливо продуманный план-сценарий.
А ведь дети еще и болеют. И часто... И вот уже не двенадцать принцев и принцесс, а шесть! Ах, Виталик заболел? Что вы говорите,  каникулы? Уезжаете?.. Так, уже три принца и шесть принцесс. Что делать? Но зато талантливый мальчик Яша, у которого еще два месяца назад перехватывало горло от волнения,  когда публично нужно было что-то сказать, вдруг осмелел, раскрылся,  талантливо импровизирует  и готов играть и солдата, и старушку, и принца, хотя роль у него самого короля! Или еще один наш маленький гений - Гриша, он же солдат,  не играет, живет на сцене в своей роли: марширует, ведет разговор, непринужденно храпит, когда якобы спит.  Знает что, когда, зачем. И вдруг на спектакле забыл, где зрители, стоит к ним спиной и самозабвенно продолжает свой диалог с Королем. А король, он же Яша, между репликами успевает еще ему суфлировать: «Повернись! Повернись!»
Вот она - игра! Вот он - театр! Вот они - большие и маленькие актеры! Вот она - великая сила искусства!
Поклон... Аплодисменты... Все как в настоящем театре, как у взрослых артистов! Фу, выдох... Неужели эти мучительные волнения  закончены?..

Эпилог
Подготовительная группа. Одно из последних занятий по балету «Спящая красавица» П.И.Чайковского. Звучит «Адажио» - танец любви и нежности главных героев - принцессы Авроры и принца Дезире. Настенька тянет руку:
- Светлана Борисовна, а когда мы будем играть «Спящую красавицу»?
Ну что ж... Начинаем...  «Жил-был король...»

Светлана ЛЕОНТЬЕВА, музыкальный руководитель Центра развития ребенка - детского сада №2364