Условием участия в этом проекте было общение с детьми. Драматурги и режиссеры присылали заявки на участие, мы находили малышей от трех до шести лет, с которыми драматурги общались, брали у них интервью, потом использовали этот материал в своих пьесах. Но главное было узнать, что, собственно, думает, чувствует, формулирует ребенок, который еще не пошел в школу, который еще не подвержен ее влиянию. То есть нас интересовал ребенок такой, какой он есть. Детям задавали разные вопросы - серьезные и не очень серьезные.

    Чем отличается ребенок от взрослого?
    Каким взрослым станет этот ребенок?
    Что он хочет делать в жизни?
    Для чего взрослые работают?
    Верит ли он в Деда Мороза?
    Верит ли он в чудо?
    Верит ли он в Бога?
    Как устроен мир?
    Отчего люди бывают счастливы и отчего они расстраиваются?
Авторы подробно выслушивали ребенка, записывали за ним, а потом на основе этих фантазий придумывали пьесы, проверяя пьесу на этом же ребенке (интересно ли ему?), выслушивали его замечания, комментарии.
Один спектакль уже готов. Автор и режиссер Марфа Горвиц - «Сказки из маминой сумки», спектакль идет на разных площадках Москвы, следующий проект создается на сцене театра «А-Я». Мы показывали пять пьес этого проекта в специальной программе международного фестиваля «Гаврош» - это детская аудитория. Все пьесы разные, более традиционные и более экспериментальные, важно, что дети стали во все это играть. Во-первых, большинство детей, придя домой, стали проигрывать ситуации, которые были предложены в пьесах. Дети начали играть с одеялом, с вещами из маминой сумки, например, щетка для волос становилась ежиком. Во-вторых, дети стали задавать родителям много вопросов после увиденного. А как? А почему? А прав или не прав герой? Почему брат за сестрой сразу не полез под кровать? Почему он сразу ее не стал спасать? А она сама в конце концов спаслась, потому что она храбрая? И что делать, если старший брат не обращает на тебя внимание? Мне потом родители говорили: «Мы даже не думали, что наш трехлетний ребенок может так интересно говорить». Одна девочка пяти лет, которая участвовала в этом проекте, сказала: «В моей пьесе детей не будет, потому что я не хочу, чтобы их играли взрослые». Она опытный зритель, она уже видела много спектаклей, где взрослые изображали детей, и сразу автору сказала: «Мы будем сочинять про взрослых». И это была история про родителей - взгляд ребенка на родителей и их жизнь.
Только в нескольких проектах дети сами включали родителей в игровую фантазию.

Светлана КОЧЕРИНА, арт-директор драматургического фестиваля «Премьера PRO»