Однажды на прогулке мы спросили у детей: «А везде ли чистый, белый снег?» А когда ответ искали, много нового узнали. Снег - это вода, только в твердом состоянии. С помощью опыта мы узнали, где самая чистая вода. В разных местах нашего микрорайона мы собрали снег, проверили чистоту снега возле проезжей части, в парке и на территории детского сада. В парке и на территории детского сада самый чистый снег, так как там нет машин, загрязняющих воздух и все вокруг.
Организуя работу с детьми, мы старались, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями, а полноправными участниками исследовательской деятельности. В ходе проекта были проведены опыты: вода не имеет цвета, вкуса, запаха, формы, бывает разной температуры; пар, снег и лед - это тоже вода. Также был проведен эксперимент «Может ли шарик попасть в банку?». В процессе эксперимента сделали вывод: шарик попадает в банку, так как теплый воздух (внутри емкости) при охлаждении уменьшается в объеме и таким образом втягивает шарик в банку.
Во время проведения исследовательской деятельности мы заинтересовались, какая наука изучает свойства воды. Для этого мы пригласили папу нашего воспитанника - профессора МИФИ Вадима Суркова, под руководством которого была проведена серия опытов и экспериментов. Мы узнали, как происходит процесс впитывания жидкости твердым телом, что вода не выливается из колбы благодаря силе, возникающей из-за разницы атмосферного давления внутри и вне сосуда. Дети сделали вывод, что опыты - это не просто волшебство, всему есть объяснение и помогает этому наука физика. Мы решили провести свой опыт «Горячая и холодная вода». Благодаря подкрашенной воде мы увидели, что все горячее стремится вверх, а холодное - вниз.
На заключительном этапе совместными усилиями детей и родителей была создана книга «Путешествие капельки». На защиту проекта были приглашены родители, которым был показан фильм о совместной исследовательской деятельности педагогов с детьми.
Проект «Эта необыкновенная обыкновенная вода», в котором ребенок стал полноправным участником работы от зарождения идеи, проведения опытов, фиксирования результатов до трансляции продуктов проектной деятельности, отвечает потребности ребенка в самореализации и познании окружающего мира.

Валентина НИКИТИНА,  заведующая;
Ольга МИХАЙЛОВА,  старший воспитатель;
Светлана БУГАЕЦ, Карина САДЕКОВА, воспитатели ЦРР - детского сада №1035