С​колько удивительных открытий может подарить наивный детский вопрос начинающему исследователю! Как интересно можно рассуждать о предположениях великих ученых, проводить научные наблюдения, ставить опыты в лаборатории и работать с настоящими измерительными приборами! Проект «Случайное открытие в гончарной мастерской» - это пример исследования детей и взрослых, когда возникает та искра совместного творчества, которую невозможно реализовать даже на самом удачном занятии.
Мастер-класс гончара неизменно вызывает восторг и любопытство у воспитанников дошкольного отделения гимназии. Рассматривая новую музейную коллекцию керамики, которую им подарил гончар, юные исследователи обратили внимание, что глазурь удивительным образом напоминает стекло. Детей заинтересовало, из чего и как создается это нарядное украшение. Всем известно, что для получения стекла необходим чистый кварцевый песок, а еще нужна печь, температура в которой достигает несколько тысяч градусов. Осуществить такой процесс в детской лаборатории достаточно сложно. Стекло - хрупкий материал и имеет свойства, представляющие опасность при выполнении лабораторных опытов.
В процессе работы над проектом у детей появлялись оригинальные идеи различных вариантов моделирования. Например, для того чтобы представить сущность настоящего процесса плавления кварцевого песка, мы расплавили сахарный песок. Конечно, этот опыт выполняется в демонстрационном исполнении, но стекловидные леденцовые образцы могут быть настолько разнообразными, что в музее появилась целая коллекция сладкого стекла как результат домашних экспериментов детей и взрослых. Прикосновение к науке позволяет ребенку в проектной деятельности быть инициатором создания системы логически построенных этапов исследования. Полученный результат в изучении одного познавательного блока обогащается новой информацией в работе над другой проблемой в дальнейшем. Например, самостоятельно получив карамельное стекло в специально организованных лабораторных условиях, ребенок стал задавать  новые вопросы: «Существует ли природное стекло?» (Андрей Тамбиев, 6 лет), «Почему вулканическое стекло называют обсидианом?» (Артем Горин, 6 лет), «Как ученые используют увеличительные стекла?» (Алексей Басенко-Феоктистов, 5,5 лет), и эта коллекция вопросов, мы думаем, бесконечна.
Увлеченная работа над проектом объединила разных специалистов дошкольного отделения гимназии в стремлении представить ребенку всю многогранность процесса познания изучаемых объектов. Творческие лаборатории представили замечательные детские работы - «Глубоководный батискаф», «Хрустальный домик для белочки», «Терем со слюдяными окнами»,  которые демонстрируют широкий диапазон интеграции разных видов деятельности детей в процессе проектно-исследовательской работы.
Организация исследовательского практикума для самых любознательных посетителей детского музея позволяет смоделировать процесс научного поиска в изучении доступных свойств веществ и материалов. Если у ребенка будет возможность самостоятельно проводить разнообразные исследования, то и образный язык музейного предмета станет для него понятным, а главное - появится желание наблюдать, изучать, совершать личные открытия в музее. В методике лабораторного детского экспериментирования можно организовать интересные научные обсуждения:
    Почему люди часто путают два разных свойства - цвет и прозрачность?
    Как с помощью опыта сравнить способность стеклянной и металлической палочек проводить тепло?
    Как доказать зрительный эффект цветного стекла?
    Можно ли поймать солнечного зайчика?
Одно из основных достоинств метода экспериментирования состоит в том, что он дает маленьким почемучкам реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, помогает представить процесс познания в динамике ярких фактов. Экспериментирование активизирует мыслительные процессы, у ребенка возникает необходимость проводить операции анализа и синтеза, классификации, сравнения, обобщения.
Знакомство с новыми фактами с помощью метода экспериментирования стимулирует многих детей комментировать полученные результаты, высказывать свою собственную точку зрения.
Основными целями проекта были  расширение представлений детей об исследовательском характере познания окружающего мира; прикосновение к научному поиску - ответ на вопрос, что такое стекло;  знакомство с простейшими видами классификации предметов (из стекла);  разработка новых форм партнерского сотрудничества с музеями Москвы.
Результатами проекта «Случайное открытие в гончарной мастерской» стало создание  на базе музея-лаборатории пропедевтической системы анализа естественно-научной информации о природе образования и классификации стекла; изучение в процессе детского экспериментирования различных свойств стекла: прозрачности, цвета, теплопроводности, способности специального стекла - зеркала - отражать свет;  реализация программы совместного партнерского сотрудничества образовательного музея гимназии и музея «Огни Москвы» для развития системы выставочных проектов музейного фонда  для расширения представлений ребенка об истории городского освещения. Комплексная система организации проектно-исследовательской деятельности в гимназии позволяет реализовать на практике интересные инновационные партнерские направления сотрудничества с профильными музеями города, с ремесленными мастерскими, авторскими творческими лабораториями.
В программе «День музея «Огни Москвы» у детей появляется возможность ознакомиться с разнообразной коллекцией старинных фонарей, ламп будущего. Живая и активная форма эмоционального восприятия разнообразных стеклянных предметов представляет научное путешествие в условиях образовательного учреждения более запоминающимся.
Образовательный музей гимназии - это экспериментальная лаборатория, где познание мира в его многообразии раскрывает и пропедевтическое содержание для последующего изучения курсов истории, географии, химии, биологии, физики.

Елена СПОРЫШЕВА,  директор;
Елена  ПЕТРОВА,  педагог дополнительного образования гимназии №1306