П​оиск наиболее эффективных средств интеллектуального развития ребенка в детском саду стал приоритетным направлением совершенствования образовательной деятельности в Центре развития ребенка №1754. С 2012 года Центр развития ребенка работает как стажировочная площадка «Дошкольное образование: интеллектуальный ресурс нации. Одаренный ребенок. Поддержка детской инициативы».
Познавательная деятельность ребенка невозможна без его инициативы, но она нуждается в психолого-педагогической поддержке взрослых, должна поддерживаться всеми сотрудниками детского сада в тесном взаимодействии с родителями воспитанников. Все это приобретает новое качество именно в проектной деятельности.
В нашем детском саду несколько лет осуществляется разнообразная проектная деятельность. Отметим только, что выбор темы проекта осуществляется тремя способами: в одном случае тема соответствует тому программному содержанию, которое реализуется в группах детского сада, во втором случае темы предлагает сама жизнь. Но наиболее интересны и сложны для реализации проекты, темы которых предлагают сами воспитанники. Поэтому выбор темы для проекта в рамках первого Московского городского фестиваля «Детский сад - наукоград» осуществлялся совместно с детьми. Инициаторами этого проекта стали Гриша и Никита.
«Кто придумал самую первую книгу? Какой она была?» Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы маленьких почемучек, дети, педагоги и родители решили взяться за новое для всех и интересное дело - изучить историю книги, понять, что она значит в жизни человека, и подумать, заменит ли электронная книга печатное издание.
Такой серьезный и содержательный проект потребовал серьезной и продуманной подготовки. На первом этапе исследовательского проекта была организована экскурсия в музей книги Российской государственной библиотеки, где были представлены древнейшие книги, созданные в разных странах из разных материалов. Затем дети и их родители посетили районные библиотеки.
Подобрав литературу о первых книгах, мы перешли к следующему этапу реализации проекта. Необходимо было подробно изучить, как выглядели первые книги, из чего были сделаны и с помощью каких средств, материалов можно сделать их копии. Совместно с воспитателями и другими специалистами детского сада дети научились делать шумерские таблички, эстампаж, берестяные грамоты, копии китайских книг-связок и индийских потхи. Одним из самых интересных экспериментов оказалось создание бумаги. Пришлось много читать, размышлять, воображать. По инструкции в бумагу предлагали добавлять разные ингредиенты для украшения, мы попробовали в бумажную массу добавить листья от роз, краску и фруктовый чай и обнаружили, что с чаем получается лучше всего.
На заключительном этапе участники проекта организовали выставку в детском саду и поделились с детьми старших групп своими знаниями о первых книгах, истории их создания, хранения и способах изготовления своих книг и копий древнейших изданий. Оказалось, что детей интересуют и материалы, из которых делаются книги, и что в них написано, и  что можно написать, если сделать книгу самим. Дети детского сада попросили, чтобы им тоже дали возможность участвовать в создании книг кипу (узелковое письмо) и вампум (нанизывание ракушек и бисера на шнуры). Не только девочки, но и мальчики сосредоточенно, усердно нанизывали крупные и средние бусины на нитки.
Гриша и Никита как корреспонденты провели интервью с детьми и их родителями и педагогами детского сада. Самым важным стал вопрос: «Какие книги читаете вы - электронные или бумажные?» Воспитатель подготовительной группы Оксана Анатольевна заинтриговала всех, пообещав принести целую библиотеку. Библиотекой оказалась электронная книга. Но все же дети и взрослые сделали выбор в пользу бумажной книги; решили, что настоящие книги все-таки интереснее, ведь  каждая страница печатного издания таит в себе секрет.
Какого результата мы ждем от проекта «История книги: путешествие мысли»? Дети нашего детского сада продолжают интересоваться книгой и ее историей, стремятся к новым знаниям, радуются, удивляются, восторгаются и постоянно мастерят, клеют, «пишут», рисуют иллюстрации к текстам.
Для нас важно, чтоб у детей не угас познавательный интерес к книге, процессу ее создания, информации, которую она содержит, ее истории. Не менее важно и  то, что фантазия детей, их воображение, стремление к творчеству также смогли найти свое выражение в этом проекте.

М.КРУПНОВА, заведующая;
Т.АНТОНОВА, К.КОЛДЫШЕВА, старшие воспитатели;
О.ОКРУЖНОВА, воспитатель Центра развития ребенка - детского сада  №1754