А я бы хотел, чтобы будущие инженеры уже сегодня могли разделить эти два понятия - диплом и образование. Диплом - тисненая картонка, которая сама по себе ничего не дает. В Москве в подземных переходах она в превеликом множестве продается по цене от 800 до 1600 рублей за штуку. Для граждан России, жителей и гостей столицы этот «бизнес» не является ни государственной, ни военной, ни коммерческой тайной. Ребятишки, освоившие компьютерные технологии, рисуют «дипломы» покрасивее настоящих... Зато специалисты, причастные к подготовке инженеров, заявляют: «Настоящий диплом купить невозможно».

И впрямь - нельзя купить знания, опыт - все это надо заработать лично. Нельзя купить организаторские способности, их можно в себе только развить. К сожалению, эти банальные истины приходится напоминать не только абитуриентам, но и некоторым родителям.

Высшее образование по содержанию, по знаниям, навыкам, по умению применять знания, создавать интеллектуальную собственность ныне востребовано на рынке. Именно за этим и надо приходить в вуз.

Казалось бы, само по себе высшее образование его обладателю ничего не дает. Но оно предоставляет великую возможность включиться во всеобщее соревнование (конкурентную борьбу), победить в нем и иметь в этой жизни кое-какие блага и преимущества, которые отнюдь не исчерпываются моральным удовлетворением.

В бизнесе, по статистике Воронежской торгово-промышленной палаты за 2001 год, из тех, кто ушел в 1987-1988 годах в коробейники, «челноки», предприниматели, через 12-14 лет «наверху» (оптовики, владельцы магазинов, рынков, баз и т. д.) в 95% случаев оказались специалисты с высшим и средним специальным образованием. В промышленности, сельском хозяйстве, медицине, журналистике, юриспруденции, среди руководящих кадров госслужбы, офицерского корпуса, силовых структур мы также увидим людей с высшим образованием (99% специалистов). Можно по-разному относиться к олигархам, но процент кандидатов и докторов наук среди них очень высокий. Таковы факты.

Кроме того, ведущие специалисты мира, обсуждая геополитические проблемы, говорят о критериях выживания наций в эпоху высоких и сверхвысоких технологий. Ведущий из них - высшее образование. Но это не тотальная раздача дипломов-картонок - «всем, всем, всем». Лишь приумножив все лучшее, доставшееся нам от советской системы подготовки специалистов, мы сможем выжить в конкурентной борьбе наций. Правда, предложения о превращении вузов в акционерные общества и об установлении для них ставки налогов в 31%, как для игорных заведений, вряд ли повысит уровень подготовки наших специалистов.

...Напутствуя выпускников, которых уже 25 лет провожаю в большую жизнь, я говорю: «Диплом - это не удостоверение инженера, врача, учителя, журналиста, юриста, военного специалиста. Это справка, которая дает право учиться на инженера или врача всю оставшуюся жизнь. Жажда знаний - именно это качество повысит ваш интеллектуальный уровень, сделает его выше среднего. Так пусть же жажда знаний будет постоянным спутником вашей жизни!»

А в заключение привожу пример из жизни великих. Как известно, на территории бывшего Советского Союза существовало два мавзолея. Один, общеизвестный, в Москве. Второй - в Винницкой области (ныне Украина). В нем упокоено тело выдающегося ученого, создателя полевой хирургии Николая Ивановича Пирогова. В 1883 году Пирогов плохо себя почувствовал и сам поставил диагноз - рак неба. Отмерил себе 6 месяцев жизни (так оно потом и вышло), но прием больных не прекратил. Николай Иванович продолжал знакомиться с новинками медицинской литературы. В одном из журналов прочитал о методе анестезии, примененном ординатором - учеником его ученика... Пирогов не считал зазорным учиться - гордыня его не обуяла. Он сохранил жажду знаний до последних дней жизни.

Как говорится, «чего и вам желаю»...

Губкин, Белгородская область