Общие параметры
В 2010 году по статистике государственные школы в США посещали примерно 49,4 млн учащихся, еще 5,8 млн обучались в частных школах. 99 тысяч государственных школ работали в 2008-2009 годах в 13800 учебных округах.
Государственные расходы на школьное образование составляют в Америке $650 млрд ежегодно, средний норматив финансирования на одного учащегося по стране - $10792. Однако реальные затраты существенно отличаются от штата к штату в зависимости от экономической ситуации. В более благополучных Нью-Джерси (штат Нью-Йорк) и Вашингтоне в 2007-2008 годах на одного ребенка приходилось в среднем $16 тыс., в то время как в штатах Огайо и Юта эта цифра составляет менее $7 тыс.
В 2008-2009 учебном году на начальное и среднее образование были потрачены 4,1% национального ВВП. Из каждой сотни долларов, направленной на развитие системы образования, 2% предназначены на обучение одаренных детей.
Финансирование государственного образования осуществляется из федерального бюджета (8,2%), бюджета штатов (48,3%) и местных бюджетов (43,5%).
Школа в США включает в себя 3 уровня: начальная (1-6-е классы), средняя (7-9-е классы), старшая (10-12-е классы) школа. Каждая ступень школы существует отдельно от других - разные здания, адреса, свои учителя и администрация. Дошкольное образование не очень развито. На государственной основе создаются только дошкольные учреждения для детей из малообеспеченных семей. Частные детсады стоят очень дорого. Родительская плата может достигать $25 тыс. в год.
Руководитель школы директор, у которого чаще всего есть один заместитель, не считая тех, кто обеспечивает хозяйственное руководство. Директора назначает Совет по образованию, который формируется из политических фигур на муниципальном уровне.
С 1989 по 2009 год процент белых учащихся в государственных школах США снизился с 68 до 55%, а процент учащихся, принадлежащих к латиноамериканской группе, увеличился с 11 до 22%.
Полномочия органов управления образованием на разных уровнях власти распределяются следующим образом:
- сенат и конгресс США устанавливают основные общенациональные образовательные стандарты и общий перечень преподаваемых предметов;
- федеральный Департамент образования занимается проведением принципов равенства, доступности и высокого качества образования, организует национальные программы для руководителей, администрирует федеральные гранты, собирает и публикует статистику;
- установление стандартов оценки качества, учебных программ, требований к оценке учащегося, в том числе итоговой, продолжительности учебного года, требований к дошкольному образованию, определение порядка лицензирования учителей, их сертификации, регулирование трудовых отношений посредством коллективных договоров, а также установление системы финансирования образования в штате прерогатива штата;
- органы местного самоуправления выбирают учебники и инструктивно-методические материалы, устанавливают расписания и графики работы школ, количество учащихся в классе, размеры окладов учителей, требования к работникам, порядок аттестации, стандарты повышения профессионального уровня учителей, определяют бюджеты образовательных учреждений.
Преемственности в программах обучения на национальном уровне нет. Каждый ребенок при переходе в другую школу проходит тестирование на освоение программы.

Особенности труда американского учителя
Для того чтобы стать учителем в США, необходимо иметь университетское образование. Такие понятия, как педагогический институт или педагогический колледж, просто отсутствуют. При этом к работе допускают не только магистров, но и бакалавров (3-4 года обучения в университете). Первые три года после получения диплома молодой педагог работает в качестве стажера и только после этого может претендовать на получение лицензии учителя.
Понятие «классный руководитель» чуждо американской школе. Внеурочную деятельность ведут социальные педагоги, которых не очень много, да и самой деятельности тоже. После окончания уроков в 15-16 часов дети идут домой. Мероприятия во второй половине дня - по нашим понятиям - весьма редки.
Каждый штат выдает свою лицензию, которую при переезде в другой штат требуется подтверждать. Помимо требований к уровню образования и стажу для получения лицензии, срок действия которой составляет 5 лет, требуется сдать квалификационный экзамен на знание содержания преподаваемого предмета. Кроме того, в течение 5 лет действия лицензии учителю необходимо пройти курсы повышения квалификации в объеме 170-175 учебных часов.
Ежегодно учитель проходит промежуточную сертификацию, которая учитывает результаты внутришкольного контроля, деятельность работника по повышению собственной квалификации и его участие в жизни школы.
Несмотря на наличие требования повышения квалификации, государственного финансирования на это не предусмотрено. Это не право, а обязанность, в том числе финансовая, самого работника. В помощь педагогу учебные семинары организуют образовательные учреждения, профсоюзы, некоммерческие благотворительные организации.
Учебная нагрузка учителя составляет 25 часов в неделю. Общий режим рабочего времени в неделю - 40 часов, которые учитель проводит в школе, где занимается проверкой тетрадей, подготовкой к урокам, дополнительными занятиями, обсуждением методики преподавания с коллегами.
Учебный год для учителя продолжается 9 месяцев. Три летних месяца используют для отпуска или для работы в летних лагерях и летних школах. Заработная плата выплачивается чаще всего лишь за 9 месяцев, то есть отпуск не оплачивается. Зато в нелетние каникулы учителя также не обязаны находиться в школе.
Нормативная наполняемость класса в большинстве штатов составляет 17 человек. Однако реально в классе почти не бывает меньше 25 учащихся.
Устанавливаемая администрацией штата зарплата учителя зависит от норматива финансирования на учащегося, который в свою очередь зависит от финансового благополучия самого штата. В результате зарплата учителей различных штатов может отличаться до 4 раз. В богатых штатах она составляет около $100 тыс., в бедных - $25-30 тыс. в год.
Никаких премий и других стимулирующих выплат учитель не получает, поскольку считается, что премии и бонусы не влияют на качество работы.
В отдельных классах кроме учителя в классе работают помощники учителя, роль которых заключается в оказании помощи слабым учащимся или тем, для кого английский язык неродной (мигрантам).
Трудовые договоры, заключаемые с учителями, могут быть как бессрочными, так и срочными, что связано с видом получаемой лицензии. Педагогическая профессия в США преимущественно женская - мужчин-учителей насчитывается лишь около 20%.
В средней и старшей школе есть как обязательные предметы, так и предметы по выбору учащихся. Так как школы в основном очень большие (до 5 тыс. учащихся, школа в 1,5 тыс. учащихся считается маленькой), расписание составляют не для класса, а для предмета. Практически каждый учитель имеет свое расписание.
Бывают случаи, когда ученики остаются на второй год по какому-либо предмету, который они повторяют на следующий год. По остальным предметам ученики переводятся в следующий класс. В результате, не получив положительной оценки на второй или даже на третий год, учащийся старшей школы может выбыть из нее по возрасту. Для тех, кому больше 19 лет, обучение в школе не предусмотрено.
Продолжительность урока устанавливается штатом и самой школой и может составлять 45, 100, 130 минут и даже 101 минуту.

Оптимизация тоже актуальна
В США так же, как в России, происходит оптимизация инфраструктуры школьной сети, что связано в первую очередь с низкой наполняемостью школ. Главной причиной этого стал демографический кризис, а также то, что в результате социально-экономической мобильности численность населения может сильно изменяться (уменьшаться) в определенном штате или городе. Тогда происходит слияние школ и связанные с этим процессы сокращения штата сотрудников.
Вопрос оценки эффективности работы школы, учителя актуален для американской школы, как и у нас. Органы управления пытаются продвинуть мнение, что оценка деятельности учителя должна исходить из результатов обучения учащегося. В настоящее время достижения учащихся не определяют уровень эффективности работы учителя. При встрече с руководством Ассоциации руководителей школьных округов нам был приведен пример решения в отношении неэффективных школ. В первую очередь происходит смена директора, но и значительная часть (до половины) педагогического коллектива тоже может быть либо уволена, либо переведена в другую школу «на исправление».
Существуют различные типы государственных школ, большая часть из них похожа на наши бюджетные по своему праву распоряжения бюджетом. Небольшое количество школ (charter schools) имеют большую самостоятельность, распоряжаясь 100% бюджета, имея большую свободу в установлении заработной платы (могут быть премии), нагрузки и продолжительности отпуска учителей.
Платных услуг в школах нет, нет также и привычного для нас репетиторства. Среди американских учителей есть и наши бывшие коллеги, выходцы из бывшего Советского Союза.

Профсоюзы в США
Ситуация с профсоюзным движением в США так же неоднозначна, как и в большинстве развитых стран мира. С одной стороны, профсоюзы очень сильны, с другой стороны, их численность в последние годы уменьшается. Так, в частном секторе экономики только 6% работников члены профсоюза. В государственном секторе более 40% работников объединены в профсоюзы. При этом в сфере образования на национальном уровне действуют 2 профсоюза: Национальная образовательная ассоциация (NEA) и Американская федерация учителей (AFT), которые насчитывают в своих рядах около 4,5 млн человек. Позиции этих профсоюзных объединений очень близки. Чаще всего они отличаются по месту, где работают их члены. Национальная ассоциация более ориентирована на работу в сельской местности и малых городах. Сейчас в отдельных штатах наблюдается объединение NEA и AFT в одну организацию (например, в штате Нью-Йорк). Профсоюзы образования в США объединяют не только учителей, но и другие категории персонала, работающего в школах и детских садах. Учительские профсоюзы в США одни из самых сильных и крупных общественных организаций. Членство в профсоюзах учителей превышает 90% от всех работающих в образовании. Этот процент охвата профсоюзным членством можно сравнить лишь с процентом охвата в профсоюзах, действующих в театральной сфере и в больницах. Главный вывод, который можно сделать о результатах деятельности профсоюзов в США, состоит в следующем: уровень заработной платы и социальных гарантий работников членов профсоюза выше, чем у тех, кто не состоит в профсоюзах. В США действует закон, по которому все работники образования независимо от того, члены они профсоюзов или нет, делают ежемесячные отчисления из своей зарплаты в размере 1% в профсоюз. Поэтому финансовая основа профсоюзов очень устойчива и позволяет им содержать собственные помещения и большой штат сотрудников. Например, в штате Нью-Йорк в профсоюзной организации города Нью-Йорк членов профсоюза более 200 тысяч. Штат сотрудников, работающих с ними, составляет 1000 человек, из них 500 - на основной работе, а вторая половина - привлеченные совместители. Это позволяет профсоюзу поддерживать постоянную, чуть ли не каждодневную связь со своими членами. Для этого в профсоюзе есть как все адреса, так и номера телефонов.
Выборы в органы профсоюза проходят один раз в три года. Принять участие в голосовании может каждый член профсоюза. В это время избирается ассамблея (9000 человек), которая встречается 1 раз в год и период между выборами, и Совет профсоюза как главный руководящий орган.
Основным назначением профсоюза является представление интересов учителей. Его миссия - помочь каждому учителю в достижении профессионального мастерства и заставить звучать в обществе голос учителя.
На национальном уровне принят и действует закон, регламентирующий трудовые отношения и полномочия профсоюзов в частном секторе экономики. Что касается государственных учреждений, в частности школ, трудовые права, полномочия профсоюзов и вопрос коллективных договоров рассматриваются каждым штатом самостоятельно. Поэтому есть штаты, где коллективные договоры не разрешены так же, как и право на забастовку.
Коллективные переговоры не ведут на уровне школы, только в школьном округе и штате, то есть принимается отраслевое соглашение, текст которого составляет несколько сотен страниц и которое регулирует все трудовые отношения в школе. Вопросы, которые затрагивает данное соглашение, в России определяют такие документы, как положение об образовательном учреждении, устав, правила внутреннего трудового распорядка, квалификационные характеристики, должностные инструкции, то есть их разработка пока еще ложится на плечи администрации учреждения.