Однако в последнее время есть множество исследований по поиску универсального определения термина «качество образования». В Законе «Об образовании в РФ» (статья 2 п. 29) записано: «Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».
К сожалению, определение несколько громоздко, но очевидны два критерия «качества образования»: с одной стороны, соответствие образовательной деятельности и подготовки учащихся Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования, с другой стороны, потребностям самого учащегося и (или) его родителей в зависимости от ступени общего образования.
Сомнительной кажется привязка этих аспектов к понятию «качество жизни», которое для каждого индивидуума определяется множеством факторов. Складывается ощущение, что мы пытаемся приставить слово «качество» ко всем видам человеческой деятельности. А нельзя ли обойтись без этого каламбура хотя бы в образовании? Может быть, стоит обсуждать не качество, а профессиональную компетентность педагога в контексте постулата-аксиомы «Я сердце детям отдаю!»? На мой взгляд, в последнее время образовательная среда напичкана носителями электронного мира, отдаляющего меня как учителя от детей, а ведь они, безусловно, нуждаются в реальном, а не виртуальном общении! Может быть, не разводить демагогию, а просто начать правильно строить свой образовательный процесс? Во-первых, сориентировать его на возрастные возможности школьников, то есть на зону ближайшего развития ребенка. В этом плане наша отечественная психолого-педагогическая школа Льва Выготского не знает себе равных, осталось только включить механизм ее реализации. Во-вторых, реализовать деятельностную педагогику в образовательной практике. Система Д.Эльконина - В.Давыдова уже более 20 лет пытается сказку сделать былью, однако реалии таковы, что постоянное линейное расписание учебных занятий; базисный учебный план; ограничения, которые накладывают пресловутые санитарно-гигиенические нормы, стали теми барьерами, которые настойчиво возвращают прогрессивные идеи в шаблон традиционной системы. В-третьих, расставить приоритеты на разных ступенях общего образования, сделать следующий шаг от вариативности в образовании 1992 года, породившей тысячи учебников, к индивидуализации общего образования через расширение форм и способов учения.
Можно, полагаю, назвать и «в-четвертых», и «в-пятых». Давайте перестанем дискутировать: качество это или не качество! Давайте вернемся к детям! Давайте уйдем от моря отчетов, показухи и начнем заниматься тем, что реально нужно нашим ученикам! Давайте не будем отделять образование и жизнь! Давайте сделаем так, чтобы в нашей великой стране образование и стало смыслом и ценностью всей этой жизни!