Обладателем Гран-при конкурса стала учитель белорусского языка и литературы гимназии №37 Минска Галина ТАРНОВСКАЯ. Первое место заняла учитель начальных классов средней школы №111 Минска Елена БЕЛЯНИНА (в настоящее время она работает заместителем директора средней школы №130). На втором месте - учитель биологии гимназии №8 Ольга ЛОГУНОВА. Третье место разделили учитель биологии гимназии №35 Елена БЫЧЕНОК, учитель русского языка и литературы гимназии №22 Ольга ОМЕЛЬЯНЮК и учитель начальных классов средней школы №25 Светлана ПОЛЮХОВИЧ. В «Академии урока» принимала участие делегация педагогов Москвы.
Несмотря на то что коллегам из Минского городского института развития образования пришлось в этот день встать в половине пятого утра, чтобы встретить наш ранний московский поезд, мы, уже как обычно, увидели на перроне приветливые лица друзей: нашему приезду были рады.
Чувство доброго волнения охватывало и нас, потому что мы тоже ждали встречи, интересной совместной работы, теплого человеческого общения.
«Академия урока» - большой педагогический марафон, примерный аналог нашего конкурса «Учитель года Москвы» - проходит в течение учебного года. Его учредители и организаторы: Комитет по образованию Минска, Минский городской институт развития образования, Минский клуб учителей «Большая перемена». Учителя дают открытые уроки и мастер-классы, а в последние дни марта по традиции почти в день рождения Яна Амоса Коменского организуется торжественное закрытие конкурса и чествование победителей. Лозунг «Академии урока» - «Вечные ценности в новом формате» - отражает основную идею работы: движение вперед на основе проверенного временем, жизнью педагогического опыта. В этом году конкурс посвящался 95-летию со дня рождения Василия Сухомлинского.
Члены нашей московской делегации участвуют в финале в качестве почетных гостей. Мы, разумеется, в конкурсе не участвуем, но готовим свою профессиональную программу: каждый член нашей команды проводит либо открытый урок, мастер-класс, либо представляет авторскую публичную лекцию или представление опыта. Педагоги Москвы, Гжели и Саранска в школах и гимназиях Минска, в Минском городском институте развития образования провели уроки, круглые столы, мастер-классы и авторские публичные лекции. Жанровое разнообразие выступлений оказывается возможным благодаря пестрому составу нашей делегации, в которую обычно входят учителя, руководители школ, профессора и даже писатели. А у минских учителей появляется возможность выбора. Хотя уже слышатся жалобы - и от минчан, и от самих москвичей: выбор есть, а вот посмотреть нескольких авторов не получается, поскольку все происходит в одно время. Что ж, будем искать новые форматы дальше, к чему нас обязывает основная идея проекта.
У «Академии урока» как у педагогического проекта проявляются свои устойчивые характерные черты, отражающие высокую профессиональную культуру учителей, методистов, руководителей всех уровней Минска и Беларуси в целом. Можно совершенно смело говорить, что проект выполняется на мировом уровне. Причем это не следование каким-то образцам, ведь проект оригинален сам по себе. Минчане сами задают мировые стандарты. Уверен, что специалистам из любой страны, которые связаны с поствысшим педагогическим образованием, будут интересны содержание и формы развития учителей. Что касается российской системы повышения квалификации работников образования, то было бы со всех точек зрения целесообразно официально признавать, например, минские документы о повышении квалификации при аттестации учителя, если бы российский учитель прошел обучение в Беларуси. Сейчас, насколько нам известно, этот вопрос законодательно не решен, а ведь такое решение придало бы динамизм развитию системы постдипломного образования и профессиональной мобильности педагогов в целом, не говоря уже об усилении гуманитарной интеграции в рамках Союзного государства России и Беларуси.
Какие новые особенности появились в формате «Академии урока» в этом году?
Во-первых, это расширение географии участия с российской стороны. Представители московских и подмосковных школ - постоянные участники, а на этот раз к нам присоединились коллеги из Саранска - из Мордовского государственного педагогического института им. М.Е.Евсевьева. Саранск - это не просто город, где зарегистрировался Депардье, он гораздо больше известен в России и мире своими интеллектуальными, духовными, художественными традициями. В Саранске долгие годы работал М.Бахтин, творил великий скульптор С.Эрьзя, высокие педагогические традиции заложены профессором Е.Осовским и его учениками, причем эти традиции продолжаются, в частности, в ежегодных Осовских педагогических чтениях.
Во-вторых, новым была дифференциация формата работы, в этом году введена номинация «Директорский клуб. О главном...», чтобы дать возможность высказаться руководителям школ. Сегодня мы вместе с минскими коллегами думаем над новыми номинациями для будущего конкурса.
В-третьих, налицо усиление совместного характера участия. Если прежде «московская программа» шла как специальная, параллельно с минской, то теперь практически во всех номинациях вместе участвуют и москвичи, и минчане.
В-четвертых, нас обрадовало расширение международного взаимодействия. К проекту минских коллег проявили интерес коллеги из Праги, из Карлова университета - Института профессионального развития работников школ.
Закрытие «Академии урока» происходило в символическом для нас месте - Доме Москвы в Минске.
Как обычно, второй частью наших педагогических экспедиций стала культурная программа, в частности, московская делегация посетила Брестскую крепость-герой.

Мнение по поводу

Сергей Стренковский, сопредседатель жюри конкурса, первый проректор МГИРО:

- «Академия урока» успешно решила задачу пропаганды передового педагогического опыта. Каждый урок, показанный участниками конкурса как в более узком формате (только для жюри), так и в более расширенном (для всех желающих), в полной мере продемонстрировал и новые педагогические технологии, и переосмысление ставших уже классическими методик. На конкурсе раскрылся творческий потенциал всех участников, причем не только учителей, но и учеников. Школьники приобщились к подобному формату общения и мобилизовали свои внутренние резервы, проявив чувство ответственности и гордость за свое учреждение образования.
Среди участников были не только учителя высшей квалификационной категории, но и немало их коллег с первой категорией. Это является свидетельством того, что педагоги постоянно стремятся к самосовершенствованию. Стоит также отметить гармоничное сочетание классики и инноваций в представленной панораме педагогического опыта: когда учитель нанизывает на традиционные методики то, что отвечает сегодняшним реалиям (в частности, информационные технологии), то это позволяет ему идти в ногу со временем. В ходе конкурса мы увидели два десятка прекрасных уроков. Приятно было осознавать, что в детей вложены определенные знания и у них сформированы определенные компетенции, потому что когда урок просто хорошо отрепетирован, это чувствуется и так или иначе проявляется в ходе занятия. Но когда дети умеют работать на уроке, это сразу видно и свидетельствует о том, что работа учителя ведется системно.

Сергей ПИМЧЕВ, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, профессор Московского института открытого образования