Могу сказать, что в Минске состоялся масштабный международный образовательный форум. Состав участников конференции был представительным и разнообразным: эксперты международных образовательных организаций, в том числе таких авторитетных, как ЮНЕСКО, Европейский фонд образования; руководители министерств и ведомств; директора образовательных учреждений, ведущие ученые и специалисты из Австрии, Азербайджана, Армении, Бельгии, Бруней-Даруссалама, Вьетнама, Германии, Казахстана, Канады, Кыргызстана, Литвы, Нигерии, Нидерландов, Польши, Республики Корея, России, Румынии, США, Украины, Финляндии, Хорватии, Швейцарии, Швеции, Эстонии. Российская делегация на конференции была самой многочисленной: около 100 участников из 31 региона, среди которых министры образования и заместители министров образования субъектов РФ, руководители образовательных учреждений среднего профессионального образования, ученые.
Цель конференции - определение контуров профессионального образования будущего и ресурсов для его развития. Тематика пленарной и секционной работы конференции была обусловлена проблемами подготовки рабочих кадров и специалистов в условиях глобальных вызовов: требований инновационной экономики, высокотехнологичных промышленных производств и бизнес-сообщества. Лейтмотив конференции - профессиональные кадры должны отвечать современным требованиям инновационной экономики!
На пленарном заседании выступили 18 экспертов международного уровня из разных государств, в докладах которых были обозначены современные мировые тенденции и проблемы развития профессионального образования. Ключевая тенденция связана с переоценкой соотношений высшего и среднего профессионального образования, характерного для всех образовательных систем. Совет Европы, большинство государств, в том числе и Россия, до недавнего времени придерживались образовательной политики, нацеленной на приоритетную поддержку и развитие высшего образования, а проблема подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена имела статус второго плана. Эта конференция показала, что международное образовательное сообщество актуализировало проблему подготовки рабочих кадров для национальных экономик. В общих чертах в содержании докладов были отражены аспекты международной значимости: анализ опыта европейской модели качества профессионального образования, разработка национальных систем квалификаций и профессиональных стандартов, укрепление взаимосвязи образования и рынка труда, повышение имиджа рабочих профессий. Несмотря на тематическое многообразие пленарных выступлений, все докладчики были едины в одном - новые условия экономики требуют новых специалистов!
Стратегическая позиция российского профессионального образования была представлена в докладе начальника Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки РФ Натальи Золотаревой. В докладе была подчеркнута роль Президента РФ Владимира Путина в формировании приоритетов государственной образовательной политики в области подготовки рабочих кадров и развития системы профессионального образования. Наталья Михайловна рассказала о стратегических направлениях модернизации системы подготовки рабочих кадров и технических специалистов в профессиональном образовании России, особо отметила московский опыт модернизации профессионального образования и подчеркнула, что Москва - первый субъект Российской Федерации, который очень точно уловил современные требования времени, связанные с новыми экономическими механизмами и разными формами собственности. Поэтому московский опыт представлял большой интерес для международного образовательного сообщества и стал презентационным явлением на этой конференции.
Следует отметить, что конференция была приурочена к 20-летию Республиканского института профессионального образования (РИПО) Республики Беларусь. Богатейший и уникальный опыт работы специалистов республиканского института и всей системы белорусского образования был представлен во второй день конференции, когда состоялось знакомство с ресурсными центрами. Наша делегация провела встречи и переговоры в Национальной академии наук, Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка, лингвистическом университете, где были обсуждены перспективные планы и вопросы сотрудничества Москвы и Беларуси. Белорусские коллеги выразили готовность к разработке и реализации двухсторонней программы сотрудничества и отметили, что нас объединяет многое: единое образовательное пространство, история, близость славянских языков, методология педагогики, образовательные методики и технологии. В ходе обсуждения программы сотрудничества Москвы и Беларуси был отмечен московский опыт развития профессионального образования, соответствующий международным образовательным трендам. В чем Москва преуспела? Прежде всего в своевременности образовательной политики Правительства Москвы, нацеленной на реализацию современных требований «образования через всю жизнь». Благодаря этому система профессионального образования столицы открыта взрослому населению независимо от возраста для всех тех, кто хочет получить вторую или третью дополнительную профессию или специальность, востребованную в городе Москве. Московский опыт создания крупных образовательных комплексов, внедрения новых организационно-управленческих и финансовых механизмов привлек большое внимание всех участников, поскольку эти результаты коррелируются с современными требованиями международных экспертов к развитию образования. Работая на опережение, мы преуспеем во всем!