Что такое качество жизни? Это не только материальные блага отдельно взятого человека или семьи, но и социальное благополучие нации, общества. Чем больше по-настоящему образованных людей, тем выше общее качество жизни.
А что такое качество образования? Под ним вовсе не обязательно подразумевается обучение в престижном вузе. Качество образования - это прежде всего приобретение знаний и практического опыта, которые потом будут использоваться не только для своего, но и для всеобщего блага. Петр I получил самое качественное образование во время Великого посольства, работая на верфях в Голландии. Это позволило ему не просто улучшить качество жизни, а обеспечить в дальнейшем качественный общенациональный прорыв России в мировом масштабе. Пример императора Петра в глобальном развороте иллюстрирует взаимосвязь между качеством образования и качеством жизни.
К сожалению, в России это соотношение не всегда работает. Зачастую люди, получившие серьезное образование, не могут найти себе применение, а троечники, невежды оказываются на ведущих позициях. Учитель Вральман и его ученик Митрофан буквально шагнули в современную российскую действительность со страниц известной пьесы Фонвизина. Поэтому и качество жизни нередко бывает на троечку, а смысл реформ нередко понятен только самим реформаторам и в отличие от преобразований Петра I проникнут не пафосом созидания, а скорее энергией разрушения старого, складывавшегося десятилетиями.
В таких непростых условиях задача каждого педагога - повышать качество образования на своем участке работы, то есть, говоря словами Вольтера, возделывать свой сад. Как учителю русской словесности мне выпала великая честь возделывать дивный сад, равных которому нет в мире.
На примере блестящих педагогов, когда-то учивших меня, могу смело утверждать: классный преподаватель литературы, обеспечивая качественное образование по своему предмету, повышает качество жизни студентов - не материальное, а духовное. Для всех очевидно, что русская литературная классика (Пушкин, Толстой, Достоевский, Блок, Горький, Шолохов и другие) обладает мощнейшим духовно-нравственным потенциалом. Если преподаватель сможет интересно, творчески интерпретировать для студентов художественное наследие классиков, его воспитанники в итоге будут озабочены не только улучшением качества собственной жизни, но и улучшением качества жизни окружающих, всего общества, России в целом. Связь между двумя исходными понятиями, нарушенная сегодня, будет восстановлена.

Игорь Агапов - Александру Пашкову после мастер-класса


Раз, два... Считаю за Сашей!
Три, четыре... Маяковскому спасибо!
Пять, шесть... Нет выше и краше!
Семь, восемь... Пашков - глыба!
Девять, десять... Не смешно, между прочим!
Одиннадцать, двенадцать... Считать мне не лень!
Тринадцать, четырнадцать... Кончаю, короче!
Пятнадцать, шестнадцать... Пашков - гений!

Педагог года Москвы
Александр ПАШКОВ -
доцент Московского городского
педагогического университета,
выпускник МГПУ,
выдвиженец профсоюзной организации сотрудников и студентов МГПУ,
номинация «Молодой преподаватель вуза»