Глава первая. Фанфарная. Конференц-зал окутан десятками метров проводов от телекамер и звукового оборудования. Кажется, что операторов, фотографов и корреспондентов не меньше, чем конкурсантов, гостей и членов жюри вместе взятых. Под аплодисменты в зале на сцену поднимается молодой, крепко сложенный человек, улыбаясь истинно гагаринской улыбкой, и встает возле пятерых объявленных лауреатов конкурса «Педагог года-2013». Молодого человека зовут Юрий Шендановин. Он учитель физической культуры школы №2005 СЗАО. Юра смог войти в число лауреатов благодаря sms-голосованию, покорив за четыре конкурсных дня широкую общественность своими выступлениями. Лауреаты, как и герои песни Александры Пахмутовой «Великолепная пятерка и вратарь», приложили все усилия для победы, подняв еще выше знамя московской педагогической общественности и не забыв защитить честь своей конкретной профессии. В пятерку вошли учитель химии Яна Иванцова, преподаватель вуза Галина Климова, педагог дополнительного образования Константин Андреев и два педагога-психолога - Ирина Жиляева и Надежда Воробьева.
Глава вторая. Компетентная. В зале заседаний Большого педагогического жюри температура воздуха была постоянно немного выше, чем в остальных помещениях учебного центра «Поведники». Разногласий у мэтров не было и не могло быть, но все дело в нюансах и подходах, в темпераменте и неподдельном интересе к выступлениям конкурсантов. Совещались каждый день и по нескольку раз, доводя до совершенства изложение своей позиции, ни одна сотая балла в итоге не была потеряна или отдана несправедливо. Весь громадный опыт отдельных членов жюри слился воедино и образовал некую сферу мудрости, из которой председатель Большого педагогического жюри Владимир Филиппов и извлек наружу результаты конкурса.
Глава третья. Перспективная. Возрастная шкала конкурсантов колебалась от 23 до 52 лет, но основная часть от числа участников не перевалила за отметку 30, включая лауреатов. Иногда создавалось впечатление, что находишься на конкурсе «Молодой педагог», а не «Педагог года». Причины этого явления еще будут изучены, но тенденция налицо - педагогическая общественность молодеет. Это не значит, что более опытные коллеги сдают свои позиции, они просто мудро и без сожаления пропустили вперед молодежь, проявив стратегическое видение и благородство. Но и спуску молодым соперникам не давали, работали в полную силу и на финише шли бок о бок с будущими лауреатами.
Глава четвертая. Объективная. Проигравших на таких конкурсах не бывает, бывают выигравшие. Положительные изменения в профессиональной жизни у всех без исключения конкурсантов, я уверен, начались с момента принятия решения об участии в конкурсе и будут продолжаться еще долго. Расхожее литературное выражение «уставшие, но счастливые» идеально подходит описанию итогов конкурса «Педагог года-2013». Самое главное, что произошло в Поведниках 25-29 марта, - это настоящая ярмарка свежих идей, которые найдут свое место в школах, центрах творчества, детских садах, университетах, колледжах. Недаром руководитель Департамента образования Исаак Калина в своем обращении к конкурсантам сказал: «По итогам конкурса «Педагог года-2013» выиграют в первую очередь наши московские дети».

Федор ЧЕРНЯКОВ, член Большого педагогического жюри, педагог дополнительного образования ЦДТ «Матвеевское»