16 школ от каждого района вошли в состав 125 образовательных учреждений - участников первого пилота. Это были самые обычные средние общеобразовательные школы. Еще 16 учреждений округа вошли в пилотный проект с 1 июля 2011 года, 114 учреждений вошли в состав пилота с 1 октября этого же года. Поэтапно все школы округа перешли на новую систему финансирования. Таким образом, все учебные учреждения были объединены в сообщество, главная цель которого - развитие образования за счет расширения спектра предоставляемых образовательных услуг жителям, обеспечения вариативности реализуемых образовательных программ, в том числе предпрофильной и профильной подготовки, создания условий для личной успешности каждого ученика.
Приоритетными направлениями для школ, включившихся в реализацию проекта, стали:
- повышение качества обучения и воспитания, развитие индивидуального подхода к учащимся, внедрение системы учета их индивидуальных достижений;
- развитие профессионального сообщества, повышение уровня квалификации, компетенций и уровня оплаты труда педагогических работников;
- расширение финансовой самостоятельности школ для эффективного управления ресурсами;
- информатизация учебного и коммуникационного процессов;
- повышение вовлеченности родителей и общественности в развитие школы, оценку перспектив и результатов учебного и воспитательного процессов.
Для успешной реализации проекта окружное управление образования принимало меры по подготовке руководителей, главных бухгалтеров, педагогов, представителей родительской общественности образовательных учреждений к включению в пилот. Широкое освещение в СМИ, работа стажировочных и переговорных площадок, проведение круглых столов и мастер-классов, встречи с педагогическими коллективами, председателями профсоюзных комитетов, активное обсуждение вопросов участия в пилоте на заседаниях окружного Совета руководителей способствовало вхождению в этот проект большого количества участников.
На базе 16 стажировочных площадок первого пилота, а затем и второго пилота с сентября по декабрь 2011 года проходили постоянно действующие семинары, в которых приняли участие более трех тысяч человек. Причем это были не только сотрудники школ, но и заведующие, главные бухгалтеры дошкольных образовательных учреждений, профессиональных колледжей.
Особенно хотелось отметить, что уже на этом этапе в этих встречах принимали участие руководители органов исполнительной власти: представители префектуры округа, главы управ районов и руководители муниципалитетов, депутаты муниципальных собраний.
В городских, окружных и районных газетах, на окружном кабельном телевидении руководители пилотных школ делились первым опытом его реализации.
В августе 2011 года на базе школы №2033 - участницы 2-го пилота - был проведен городской круглый стол по теме «Реализация пилотного проекта в образовательных учреждениях Восточного округа».
По итогам состоявшегося обсуждения участники круглого стола подготовили предложения по достижению наиболее эффективных результатов работы для включения в резолюцию окружной августовской конференции.
Педагогические коллективы разработали планы развития с установлением поквартальных значений целевых индикаторов реализации пилотного проекта, Положения о новой системе оплаты труда, Положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда и другие локальные акты. Личностно ориентированное финансирование дало образовательным учреждениям большую степень свободы. Но вместе со свободой в школу пришла и огромная ответственность. К традиционному управлению образовательным процессом добавилось управление экономическими и финансовыми процессами. Формирование и развитие ключевых компетенций в области эффективного управления ресурсами на основе новой модели финансирования образования потребовало от руководителей новых экономических знаний.
За два года реализации проекта были введены новые механизмы, которые в значительной степени повлияли на развитие окружной системы образования.
Сегодня с уверенностью можно сказать о том, что в округе произошли системные изменения:
- повысилось качество и доступность образовательных услуг;
- появились дополнительные возможности наиболее полного удовлетворения запросов жителей округа;
- существенно расширилась самостоятельность образовательных учреждений;
- все школы перешли на нормативно-подушевое финансирование и новую систему оплаты труда;
- вырос уровень профессиональных компетенций руководителей;
- произошло значительное увеличение заработной платы, что позволило изменить социальный статус учителя и его мотивацию;
- расширилось участие родительской общественности в управлении и развитии образовательного учреждения.
За два года численность обучающихся увеличилась на 11500 тысяч человек и составляет в этом году 94,5 тысячи школьников. Количество первых классов выросло на 36 классов с 368 в 2011 году до 404 в 2012 году. На 10 апреля в первые классы были зачислены 9365 детей, что составляет 87,82% от общего количества заявлений, зарегистрированных на портале государственных услуг. Существенно увеличился контингент в 14 образовательных учреждениях первого и второго пилотов.
Одним из индикаторов реализации проекта стали результаты внешней экспертизы качества образования школьников:
- 57 участников ЕГЭ показали 100-балльные результаты по различным предметам;
- более 3 тысяч выпускников получили на экзаменах по трем предметам от 180 баллов и выше;
- более 2 тысяч выпускников получили на экзаменах по трем предметам от 200 баллов и выше;
- более тысячи выпускников округа набрали по трем предметам 220 и более баллов;
- 1024 выпускника по 4 предметам набрали 275 баллов и более.
Анализ результатов единого государственного экзамена показывает положительную динамику. За годы реализации проекта увеличилось количество выпускников 9-х классов, принимающих участие в государственной итоговой аттестации с использованием механизмов независимой оценки знаний. Существенно увеличилось число ребят, принимающих участие в экзаменах в новой форме, с 56% в 2011 году до 75% в этом году по математике и с 61% до 78% по русскому языку соответственно.

 По сравнению с 2011 годом увеличилось количество выпускников, принимающих участие в государственной (итоговой) аттестации с использованием внешней оценки знаний по предметам по выбору.
Для повышения качества образования в округе большое внимание уделялось развитию системы независимой диагностики учебных достижений.
Количество участников диагностических тестирований выросло более чем в 9 раз по сравнению с 2011 годом.
Важный элемент построения новых организационно-финансовых механизмов - формирование системы управления качеством образования. Все школы округа работают в Московском регистре качества образования. Эта работа позволила учебным учреждениям использовать информацию о ходе образовательного процесса для эффективного управления качеством образования и принятия обоснованных решений.
Получение внешней оценки качества образования стало важным мотивирующим фактором в развитии каждого образовательного учреждения.
Еще один показатель повышения качества образования -  увеличение количества победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников. За два года реализации пилотного проекта количество победителей и призеров городского этапа Всероссийской олимпиады школьников увеличилось почти в два раза. По итогам регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников победителей и призеров подготовили 66 образовательных учреждений округа, что свидетельствует о повышении качества образования. 10 образовательных учреждений - участников первого и второго пилота - вошли в рейтинг школ, показавших высокие образовательные достижения по итогам 2011-2012 учебного года (ТОР-300).
В рамках информатизации учебного и коммуникационного процессов в образовательные учреждения округа были поставлены10178 единиц компьютерной техники, в том числе:
- 126 компьютерных классов;
- 5404 ноутбука;
- 121 интерактивная доска.
За два года реализации пилотного проекта произошло совершенствование механизмов информационного и методического сопровождения деятельности образовательных учреждений, педагогических и руководящих работников, обеспечивающих профессиональную коммуникацию и обновление знаний в системе образования. Одним из таких механизмов стало сетевое взаимодействие педагогов через единое информационное пространство. Учителя округа работают в единых информационных пространствах, число которых выросло на 13% по сравнению с 2011 годом. Выросла доля учителей, осуществляющих дистанционное консультирование. Одним из наиболее популярных информационных пространств стал Learning. Ежегодно увеличивается число образовательных учреждений, педагогические работники которых работают в этом пространстве.
Информатизация образовательного процесса повысила результативность деятельности школы в целом. Качественные результаты: открытость образования (электронные дневники и журналы, сайты школ), его доступность (применение дистанционных технологий) и эффективность (использование средств ИКТ на уроках).
Участие в пилотном проекте заставило руководителей образовательных учреждений задуматься о более эффективном использовании всех имеющихся ресурсов. Следующим шагом на этом пути стало создание территориальных образовательных комплексов. Опыт показывает, что именно в этих образовательных учреждениях наиболее рационально распределяются финансовые, материально-технические, кадровые, информационные и другие ресурсы, обеспечивающие повышение качества образования.
Образовательные комплексы предоставляют каждой семье в непосредственной близости к месту ее проживания максимально широкий спектр образовательных услуг, востребованных населением.
В округе создан 31 образовательный комплекс, в состав которых входят 83 образовательных учреждения. В этих образовательных учреждениях обучаются 16937 человек. В Департамент образования поданы документы на создание еще 50 образовательных комплексов от 158 образовательных учреждений. В управлении образования рассматриваются заявки от 104 образовательных учреждений на создание 25 образовательных комплексов.
Главные принципы объединения образовательных учреждений нашего округа - добровольность, целесообразность и информационная открытость.
Большое внимание при реализации пилотного проекта мы уделяли развитию профессионального педагогического сообщества. В результате повышения профессионального уровня наших педагогов в 2012 году грант Москвы получили 27 педагогических работников 22 образовательных учреждений. В 2012-2013 учебном году в число шести лауреатов Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания вошла Яна Иванцова - учитель химии школы №1360.
Большое внимание в округе уделяется профилактике правонарушений и негативных проявлений в подростковой среде.
По итогам 2012 года сократилось:
- на 10% - количество обучающихся, состоящих на внутришкольном учете;
- на 25% - состоящих на профилактическом учете в КДН и ЗП;
- на 15% - количество подростков, привлеченных к уголовной ответственности за различные преступления.
Начав работу по реализации пилотного проекта, школы получили возможность управлять ресурсами, а любое управление должно быть эффективным. Реализация пилотного проекта дала возможность значительно улучшить финансовое обеспечение образовательных учреждений.
Ключевая составляющая пилотного проекта - существенное увеличение норматива финансирования и создание равных условий реализации образовательного процесса во всех школах. Почти в два раза увеличилось количество образовательных учреждений в округе, получающих доходы от внебюджетной деятельности. Введение новой системы оплаты труда обеспечило повышение заработной платы педагогических работников и как следствие повысило мотивацию учителей к более высокому уровню преподавания.

За два года реализации проекта в образовательных учреждениях округа в среднем заработная плата учителей увеличилась почти на 40% и составила 66 тысяч рублей в первом квартале 2013 г.
Одним из ресурсов увеличения заработной платы учителей стали мероприятия, проводимые для оптимизации бюджетных расходов, в частности, такие как: оптимизация штатного расписания, перераспределение функциональных обязанностей административных и педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала, расширение сети услуг дополнительного образования, осуществляемых на платной основе, организация мероприятий по экономии коммунальных услуг, аутсорсинг.

Во всех образовательных учреждениях были сформированы стимулирующие фонды оплаты труда, направленные на поощрение результативности и качества работы педагогов. За два года реализации пилотного проекта выросла доля стимулирующих выплат в общем фонде оплаты труда. 63% образовательных учреждений округа направляют на стимулирующие выплаты более 20% денежных средств.

94% школ выполняют соотношение 70% к 30% в части распределения объема денежных средств между педагогическими и руководящими работниками.
Введение новой системы оплаты труда в образовательных учреждениях направлено, прежде всего, на экономическое стимулирование роста профессионализма, продуктивности и качества педагогического труда.
Новые социально-экономические условия и возрастающие требования к качеству образовательных услуг способствовали вовлечению родительской общественности в управление школой. Сегодня родители - равноправные партнеры в образовательном процессе и вместе с педагогическими коллективами принимают участие в обсуждении и решении самых разных вопросов, касающихся организации образовательного процесса. Это и режим работы, и планы развития школы, планы финансово-хозяйственной деятельности, распределение выплат и доплат работникам образовательных учреждений, содействие привлечению внебюджетных средств и многое другое.
Сегодня в школах округа представлены разные формы участия родителей в соуправлении образовательным учреждением: управляющие советы, советы школы, общешкольные конференции. Современные родители понимают, что стали полноправными участниками образовательного процесса, осознают свою ответственность за участие в принятии управленческих решений. Все более активное взаимодействие с родителями осуществляется через электронные ресурсы.
Важные аспекты реализации пилотного проекта - прозрачность и открытость деятельности школы. Сайты образовательных учреждений обеспечивают обратную связь школы и семьи по вопросам образования, степени социальной и психологической комфортности учебы, планируемых и достигнутых результатов, созданы реальные возможности влияния родительской общественности на определение вектора развития школы и способы достижения планируемых перспектив, сформирован открытый диалог с сообществом по вопросам развития образования.

Татьяна БАНЧУКОВА, начальник Восточного окружного управления образования