Улицы, реки, озера, моря
Пишутся с буквы заглавной
не зря:
Улица Радости, Мира, Садовая,
Улица Южная, улица Новая.
Озеро Светлое, море
Каспийское,
Красное море или Балтийское.
Матушка Волга, Нева, Енисей -
Знак уваженья к планете моей!
 
Да, уважения достойны и страны, и города, и деревни, и села, поэтому:
Названья стран и городов,
И сел, и деревень
С большущей буквы я пишу:
Россия,
 Тверь,
 Тюмень.

Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Ой как мне в детстве повезло! В нашем классе уроки русского языка вела Нина Матвеевна Головачева. Она любила нас как родных! И всегда придумывала легкие подсказки и запоминалочки, я помню их до сих пор. Я пошла по той же дорожке, чтобы и вам учиться было легче. Только Нина Матвеевна сочиняла запоминалочки в прозе, а я - в стихах:
 Я пишу, и ты пиши:
ЖИ, ШИ - с буквой И,
ЧА, ЩА - с буквой А,
ЧУ, ЩУ - с буквой У.

 * * *
В букваре соседи жили,
Летом шубы, шапки шили,
А зимою надевали
И на улицу бежали!
- Эй, вы где? Ау! Ау!
В чаще? В роще?
- Мы в лесу!
- Я ищу вас, ищу,
И кричу, и свищу!
Где вы спрятались? Ау!
- Мы в лесу! Мы в лесу!

Запомнил? А теперь давай проверим, как запомнилось.

Когда мы верим в ч…деса,
Они не могут не случиться!
Какие добрые глаза…
И удивительные лица!
Когда мы верим в ч…деса,
Они нас ждут зимой и летом!
Не знает только тот об этом,
Кто, жаль, не верит в ч…деса.
Но смех звенит, горят глаза,
И признаемся мы друг другу,
Что ходит доброта по кругу
И учит верить в ч…деса!

Мягкий Знак
Мягкий Знак
Перетрудился -
Диссертацию писал!
И наутро он с кровати -
Представляете? - не встал!
Ну а я-то без него
Не смогу ни-че-го:
Ни встат…
Ни сказат…
Ни читат…
Ни писат…
А ну-ка пойду-ка
Его разбужу
И доброе слово
На ушко скажу…
Шепнул: «С добрым утром!»
И Знак потянулся,
Зевнул,
Посмотрел на меня,
Улыбнулся.
- Прости, - говорю,-
Я тебя утомил,
Сегодня не буду…
- Да я уж простил!
И снова, и снова
Мы вместе, друзья!
Читаем и пишем,
ЗНАК МЯГКИЙ и Я!
Гуляем, играем,
Рисуем, поем!
И даже стихи
Сочиняем вдвоем!
Как здорово вместе
Читать и писать,
Учиться, работать,
Гулять, вышивать!
На санках кататься,
В походы ходить!
Смотреть! Удивляться!
И… радость дарить!

Звонкие и глухие согласные звуки
Первоклашка слово ЛЕВ
Написал бы с буквой… Ф!
Пишет он, как СЛЫШИТ.
И сидит - не дышит.
Я бы так не стал спешить,
Ну зачем народ смешить?
Ведь НЕ ТО, ЧТО СЛЫШИМ,
Мы порою ПИШЕМ!
Буква в слове притаилась,
Убежала? Растворилась?
Надо словом поиграть,
Чтоб все звуки отыскать!
Слово ЛЕВ кручу-верчу,
Ошибаться не хочу:
Сын у ЛЬВИЦЫ - ЛЕВУШКА,
ЛЬВИНАЯ головушка!
Все понятно, получилось!
Только слово изменилось -
Буква сразу объявилась!
 
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением
Это стихотворение мы написали вместе с учителем Софьей Соколовской, она начала, а я продолжила.
Безударный -
Слабый гласный,
Слабым надо помогать:
Звук нечеткий,
Звук неясный -
УДАРЕНЬЕМ ПРОВЕРЯТЬ!
Вот РЕКА,
Проверка - РЕЧКА.
Вот СВЕЧА,
Проверка - …………,
Вот - ГОРА,
Проверка - ГОРКА,
Вот - НОРА,
ПРОВЕРКА - ………..!

Ты можешь продолжать приводить примеры.

Загадки
У папы - мордочка с усами,
У мамы - мордочка с усами,
А кто мы - догадайтесь сами!
_ _ _ _ чь_ _ _ мь_
(Кошачья семья)

Может взять себя - в руки,
Может взять себя - в ноги!
По деревьям - летать!
И скакать - по дороге!
Может финик вам дать,
Угостить вас бананом
И вернуться опять
К озорным _ _ _ _ь_ _ _ _!
(Обезьянам)

Непроизносимые согласные в корне слова
Знают дети, знают внуки:
Пишем - БУКВЫ, слышим -
ЗВУКИ.
Только вот ведь как бывает:
В устной речи звуки… тают!
Например, скажи-ка: ЧЕСТНЫЙ,
Или - ПОЗДНО, или - МЕСТНЫЙ.
Все ли звуки слышишь? Нет.
Есть один простой совет:
 Коль смекалку проявить,
Можно слово изменить
И ПРОВЕРКОЙ ДОКАЗАТЬ -
Буква! Здесь! Должна! Стоять!
 ЧЕСТНЫЙ - ЧЕСТЬ,
ГРУСТНЫЙ - ГРУСТЬ,
Каждый сам продолжит
пусть!

​Нина ПИКУЛЕВА, Челябинск