В конце каждого учебного года на уроке литературы мы подводим итог. Учащиеся пишут мини-сочинение на тему  «Каким я хотел бы видеть урок  литературы». Читая их работы,  я размышляю  о том, что же запомнилось им больше всего, на что обратить внимание в следующем году, какой проект необходимо  готовить вместе с ними. И вот что увидела в очередной раз.
В своих работах ребята обсуждали литературную композицию «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы», которую мы подготовили и показали  родителям, гостям, учащимся гимназии.
«...Меня очень тронула наша литературная композиция, посвященная декабристам. Такая атмосфера сближает людей, как зрителей, так и участников», - написала ученица.  Из 24 учащихся в постановке были  задействованы 18 человек,  и почти каждый отразил свою заинтересованность  в своем сочинении.
Почему же их так взволновал этот материал?  С позицией декабристов они ознакомились на уроках истории, поэтому мне было важно расширить их представление об этом явлении в истории России. Мало того, необходимо ознакомить с творчеством декабристов-литераторов, потому что очень сложно назвать еще такое крупное историческое движение, в центре которого были бы поэты.  Их судьбы сродни судьбам героев их романтических баллад и дум. Декабристы в народной памяти остались образцом гражданского мужества и верности демократическим идеям. Они положили начало особой поэзии - поэзии каторги и ссылки. Явить современникам примеры гражданской доблести, стойкости духа, возбудить в них национальную гордость и чувство личной независимости - это общая идея баллад, дум, поэм и стихов декабристов.
Как бы ни устаревали язык и стиль, как бы ни отдалялась сама эпоха, неизменным будет интерес к духу, пафосу этой поэзии, чистой и честной перед будущим, перед совестью человечества.
Неудивительно, что именно творчество декабристов и взволновало ребят. Очень важно, на мой взгляд, что артисты рассказывали о декабристах от первого лица. Получилось, что они прожили этот отрезок времени вместе с героями постановки. Поэтому, определяя тему следующего проекта,  я решила привлечь учащихся к  исторической судьбе Москвы и погрузить в разные периоды обороны города. Урок-проект «Вставайте, люди... Москва за нами» посвящен защитникам города в 1612, 1812, 1941 годах. Мне хотелось, чтобы ребята увидели, как прекрасна Москва, глазами классиков литературы. Выбор пал на произведения Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Федора Глинки, Льва Толстого (отрывки из романа «Война и мир») и многих других, потому что Москва всегда служила и будет служить неиссякаемым источником вдохновения для многих поколений российских писателей и поэтов.
Величие Москвы как символа России с ее сложной и романтической  историей, нежное очарование древнего города всегда будут достойной темой лучших произведений поэзии и прозы. «Я - москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него себя. Я - москвич!» - писал Владимир Алексеевич Гиляровский, для которого эти слова много значили. Ребята читали и слышали замечательные строки: «Город чудный, город древний...», «Бессмертное величие Кремля невыразимо смертными словами!», «Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке... Нет! У нее есть душа, своя жизнь».  
И снова звучали стихи и проза о Москве Николая Рубцова и Марины Цветаевой, Анны Ахматовой и Осипа Мандельштама - поэтов последующих поколений. Я видела  одухотворенные и гордые лица ребят. Никакие лозунги и призывы не заставят детей любить и восхищаться своим городом, как это сделали  слова,  идущие от самого сердца.
Но когда мы подошли к другому периоду в жизни Москвы, учащиеся увидели, что город переживал порой тяжелые времена. Ведь литературная композиция началась с воззвания Кузьмы Минина к нижегородцам в 1612 году: «Мужие, братие, Русь в разорении, польские воры в Москве».
Затем последовал 1812-й - важный год в жизни города, и мы сначала побывали на балу вместе Наташей Ростовой и Андреем Болконским (звучал вальс из кинофильма и одновременно его исполняли учащиеся класса), а затем послушали воспоминания участника Бородинского сражения.
На экране одна презентация сменяла другую, демонстрировались отрывки из кинофильмов, а потом мы услышали голос Юрия Левитана, говорящий о начале Великой Отечественной войны 1941 года, и увидели вальс расставания, потому что мальчики  сразу после выпускного вечера уходили на фронт, а провожали их подруги, может быть, навсегда. Мы пели хором «Священную войну», сквозь слезы девочки читали очерк Алексея Суркова о том, как сплотились москвичи в это тяжелое время.
Все понимали, что Москву можно отстоять только всем вместе. И вот она пришла наконец, Победа, и перед нами промелькнули последние кадры замечательного фильма «Летят журавли», а песня «Журавли» в исполнении Марка Бернеса заставила всех  подняться и стоя вспомнить защитников Москвы в разные периоды.
Я смотрела на лица ребят в этот трогательный момент и видела, что именно погружение вызвало не только сильные чувства, но и слезы на глазах. Такое проникновение достигнуто не только с помощью художественной литературы, но и с помощью  музыки, так как  на протяжении всего действа звучали произведения Сергея Прокофьева, Георгия  Свиридова, Томазо Альбинони, Людвига ван Бетховена, Фредерика Шопена.
Все вместе заставило сопереживать людям, которые не жалели жизни своей ради спасения Москвы. Ребята прочувствовали, что мы живем в стране, имеющей богатое и славное историческое прошлое, которое ярко отразили в своих произведениях классики литературы. Именно из книг можно многое узнать и объяснить себе и приобрести замечательный опыт, который поможет в дальнейшем в становлении характера и взглядов.
 На мой взгляд, именно на таких уроках  литературы и можно воспитать настоящих патриотов. То, что для нас, взрослых, и так понятно, для подростков важно пропустить через себя, чтобы это проникло в душу и оставило след, может быть, на всю жизнь.

​Татьяна КОТОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №1573 Москвы