Обычно в самом начале учебного года я в каждой учебной группе рассказываю о СНО, о важности для обучающихся работы в нем. Приглашаю членов секции СНО выступить перед первокурсниками с презентацией своей работы. Они делятся с младшими товарищами своими впечатлениями от участия в конкурсах, говорят о том, что им дает нелегкий, но интересный исследовательский труд.
Я внимательно наблюдаю за первокурсниками на уроках, и активным подросткам с живым мышлением предлагаю вступить в СНО. Обращаюсь к коллегам - преподавателям, мастерам производственного обучения, кураторам - за рекомендациями по подбору кандидатов. Опыт показывает, что чаще всего успешными исследователями становятся те обучающиеся, которые обладают знаниями по гуманитарным дисциплинам, трудолюбием, настойчивостью и целеустремленностью.
С кандидатом проводится обстоятельная беседа об особенностях работы исследователя, обсуждаются варианты будущих тем. При выборе темы следует учитывать следующее:
1) тема должна быть интересна автору;
2) тема должна ориентировать на результат, в ней должны быть заложены вопросы, ответы на которые выведут обучающегося на новый уровень понимания рассматриваемых процессов и явлений;
3) тема должна быть оригинальной, необычной;
4) тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро;
5) помогая обучающимся подготовить исследование, необходимо самому быть компетентным в рассматриваемых проблемах;
6) педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.
Одной из первых наших работ стала «Отвечать буду Я!» о деятельности директора Магнитогорского металлургического комбината (ММК) Г.И.Носова в годы Великой Отечественной войны. Я рассказал будущему автору Елене Новиковой о Григории Ивановиче Носове как об особой фигуре в истории Магнитогорска. В годы войны говорили, что от Челябинска до Карталов власть советская, а от Карталов до Магнитки - власть Носова. Давно нет цензуры, ушла в прошлое КПСС с ее огромной, повсюду проникающей властью, много развелось в СМИ охотников посмаковать подробности из жизни выдающихся людей, но нигде за всю сорокалетнюю трудовую жизнь я не встречал ни одной критической публикации о Григории Ивановиче. А ведь ему приходилось руководить градообразующим предприятием Магнитогорска в сложные предвоенные и тяжелейшие военные годы. Я подробно описал ученице несколько эпизодов из жизни этого выдающегося человека. Мы вместе изучали статьи и речи Носова, читали литературу о работе и жизни, беседовали с его современниками... А вскоре в Челябинском институте развития профессионального образования (ЧИРПО) нам предложили с очерком о Носове поучаствовать во Всероссийском конкурсе на лучшее журналистское произведение настенной печати, посвященное труженикам тыла. Я не филолог, девушка тем паче. Я вспомнил, что, когда я был в 11-м классе, мы изучали очерк Максима Горького «Ленин». Мы с моей ученицей подробно рассмотрели структуру этого очерка по школьному, еще советскому учебнику литературы и написали очерк «Король черной металлургии». Это не оговорка - мы действительно писали очерк вместе. Автор работы была удостоена диплома за третье место, а с учетом того, что первое и второе места в этом всероссийском конкурсе не присуждались, Елена Новикова оказалась лучшей.
Большой интерес вызывают темы исследований, связанные с историей своего учебного учреждения. Еще живы люди, учившиеся и работавшие в то время, о котором пишут ребята. Иногда бывает так, что ученики из прошлых лет преподают спецпредметы нынешним исследователям, работают мастерами в нашем учебном заведении.
Была у нас работа под названием «Листая старые приказы (о школе торгово-кулинарного ученичества Магнитогорска в 1959-1965 годах)». В архивах сохранились протоколы заседаний педсоветов, приказы, учебные журналы... Автор нашла выпускников первых лет, их педагогов, взяла у них интервью, побеседовала с преподавателями и мастерами - выпускниками тех лет. И не случайно автор работы, занявшая первое место на областном конкурсе СНО, Ольга Сергеевна Гришко ныне преподаватель нашего колледжа.
Бывшее профессиональное училище №121, 1 января 2011 года вошедшее в состав Магнитогорского технологического колледжа, готовило в основном кулинаров. И не случайно некоторые темы исследования были связаны с будущей профессией членов СНО. Одна из первых подобных тем в нашей практике - «Организация питания в блокадном Ленинграде». Она позволяет добиться нескольких целей в обучении и воспитании юных исследователей. Это и воспитание патриотизма, и расширение и углубление знаний о Великой Отечественной, и овладение учебными компетенциями.
В этом контексте нельзя не упомянуть и такие темы, как «Организация питания на Магнитострое (1929-1935 гг.)», «Продуктовые карточки в Магнитогорске в годы Великой Отечественной войны», «Особенности русской трапезы в XVI веке по описаниям российских историков и чужеземцев» и «Питание магнитогорских детей в годы Великой Отечественной войны».
В постановке каждой темы заложена проблема, вызывающая интерес у авторов. Один из вариантов работы о питании на Магнитострое мы назвали словами из популярной песни о металлургах: «Главное на свете - это сталь...» Всё, и питание в том числе, подчинялось в тридцатые годы именно этому. Строителей и металлургов обеспечивали продуктами по карточкам в зависимости от их вклада в производство.
Изучая документы при подготовке работы о продуктовых карточках в Магнитогорске в годы войны, мы выясняли, какой была государственная система общественного питания, как выживали люди при таких нормах, какую роль играл «второй хлеб» (картошка) в выживании горожан.
Исследование, посвященное питанию магнитогорских детей в годы войны, пыталось ответить на вопрос: действительно ли советская власть следовала лозунгу «Все лучшее - детям»?
Особый интерес для обучающихся представляют исследования, связанные с судьбой родных, историей рода. В работу часто вовлекаются близкие родственники, авторы понимают, насколько интересна и необычна жизнь вроде бы обыкновенных людей, воочию видят те огромные перемены, которые происходят с каждым поколением.
Добрая половина работ, написанных членами нашей историко-краеведческой секции СНО, связана с Великой Отечественной войной. И среди них особняком стоят исследования о поисковом отряде «Рифей». Их авторы настолько прониклись темой, что сами вступили в «Рифей» и стали поисковиками. Одна из моих выпускниц, Дарья Галанина, единственный автор двух работ, участвовала в Вахтах памяти шесть раз, стала одной из помощниц командира отряда.
Дарья захотела написать вторую работу уже после окончания училища. Название работы символично: «Я не участвую в войне - война участвует во мне...» (о командире поискового отряда «Рифей» Любови Викторовне Щербине)». Когда Даша прошла заочный этап российского конкурса «Национальное достояние России» и ее пригласили на очный, деньги на дорогу в Москву и на взнос участника собирал весь отряд. Девушка заняла первое место и была удостоена Серебряного креста - этот памятный знак давали только самым лучшим.
Каждое исследование требует особого сочетания методов, которое обсуждается с автором в самом начале творческого пути и корректируется по ходу работы. Первый шаг - знакомство с исторической эпохой. Затем обучающиеся составляют анкеты для участников событий, берут интервью, выясняют, сохранились ли личные исторические документы (свидетельства об образовании, дневники, удостоверения к наградам, фотографии), изучают публикации в СМИ.
При подготовке исследования «Кто вы, доктор Нейланд?» об одном из создателей технологии получения броневой стали на ММК в годы Великой Отечественной войны Петру Тарасюку пришлось перечитать обширную литературу советского периода и современные материалы об этом достижении металлургов Магнитки, перелопатить подшивки газеты «Магнитогорский рабочий» за 30-е годы, где публиковались статьи инженера Кристапа Кришьяновича Нейланда, встретиться с его современниками, поработать в городском архиве с его личным делом, рассекреченным только в конце 80-х... Цель работы - выяснить причину замалчивания заслуг одного из основных разработчиков технологии, которая помогла противостоять фашизму: более половины из 100 с лишним тысяч советских танков было одето в магнитогорскую сталь. Было выдвинуто и рассмотрено четыре гипотезы и сделан мотивированный вывод. Эта тема так увлекла автора, что он написал хорошую работу за четыре месяца и получал призовые места на всех конкурсах, где принимал участие.
Для меня важен процесс товарищеского общения с моим учеником, я всегда говорю: «Мы с тобой коллеги, мы на равных», приучаю высказывать собственные суждения, проявлять инициативу. По мере того как обучающийся осваивает формы и методы исследовательской работы, он начинает использовать их в других сферах учебной деятельности. И постепенно помощь педагога требуется ему все в меньшей степени. И тогда мы выходим на новый уровень исследования...
Участие в конкурсах - важная составляющая работы секции СНО. Выступление на конкурсах требует серьезной подготовки. Автор работы должен обладать навыками монологической речи, уметь уверенно держаться во время выступления, использовать различные средства наглядности, уметь отвечать на незапланированные вопросы и так далее. Я использую систему поэтапной подготовки.
Сначала автор исследования составляет текст выступления. Я как руководитель и педагог помогаю ему - это и работа над содержательной частью, и приведение текста в соответствие с положением о том или ином конкурсе.
Затем мой ученик «обкатывает» работу - сначала выступает передо мной, после чего мы проводим разбор полетов: как он держался, говорил, уложился ли во временные рамки, как отвечал на вопросы по теме работы.
Следующий этап - создание презентации выступления. Прежде чем выйти с работой на конкурс, обучающийся выступает перед студентами своей и других групп, что требует уже большего сосредоточения и психологического напряжения, позволяет совершенствовать ораторское мастерство. Все это помогает выработать презентационные умения и навыки, без которых даже самая интересная работа рискует остаться не замеченной жюри конкурса.
После этого работа представляется на суд специалистов: методической службы, коллег-историков, краеведов, научных работников.
Таким образом, на конкурсы юные исследователи выходят уже с опытом публичных выступлений. Мои ученики постоянно участвуют в научно-практической конференции учреждений начального и среднего профессионального образования Южного территориально-методического объединения Челябинской области, краеведческих чтениях «Наследие», научно-практической конференции «Искатели, мыслители XXI века» и других городских, областных и всероссийских конкурсах.
Автор каждой работы по нескольку месяцев собирает и систематизирует материалы, анализирует, обобщает, делает выводы, получает навыки самоорганизации и работы в коллективе (иногда у работы два автора), учится принимать решения в нестандартных ситуациях.
Всегда можно найти студентов, которые хотят стать исследователями, разгадывать загадки прошлого, научиться искусству публичной речи, то есть овладеть общими компетенциями выпускника образовательного учреждения начального и среднего профессионального образования - это требование, которое само время предъявляет к современной молодежи.
Бывают ли неудачи? Безусловно. Но даже те студенты, которые не довели исследование до конца, успевают научиться чему-то новому, взглянуть на мир иначе - глазами первооткрывателя.
Подводя итоги сказанному, можно отметить: работа в секции СНО многое дает не только начинающему исследователю, но и его научному руководителю. Деятельность куратора исследования напоминает работу тьютора, дает огромное моральное удовлетворение. Учитель вместе с учеником открывает новые горизонты.
В качестве примера исследовательской работы предлагаем вашему вниманию материал студента профессионального училища №121 города Магнитогорска (ныне - Магнитогорский технологический колледж) Аркадия Иллариошина «Это было недавно, это было давно».

P.S. Материал Аркадия Иллариошина опубликован на сайте «Учительской газеты» в разделе «Методическая кухня»: http://www.ug.ru/method_article/665

​Евгений ЛЕЩИНСКИЙ, преподаватель общественных дисциплин Магнитогорского технологического колледжа Челябинской области, победитель XV Всероссийского конкурса «Сто друзей»