Нет, у Нюрбины замечательная улыбка, и одевается она со вкусом. Но она совсем не публичный человек. Она  учитель, и этим все сказано. Хотя и признается, что филологом стала случайно...
Не соглашусь. Биографические факты такие же упрямые, как всякие другие объективные факты. А они гласят: когда Нюрбине было года три, ее родители переехали в село Березовка - уникальный населенный пункт в Среднеколымском районе Республики Якутия (так она называлась в советское время). В селе жили люди всех национальностей, но особенно много там было эвенов. И девочка,  чистокровная якутка, у которой  родители говорили по-якутски, быстро впитала в себя эвенские язык и культуру. Естественно, что ребенок легко осваивает язык, на котором говорят его сверстники в детском саду, школе... Нюрбина до сих пор помнит эвенский. Но и якутский она знает отлично (хотя из скромности утверждает, что надо бы лучше), и на русском говорит как на родном. В общем, мне кажется вполне понятным, когда знаток трех языков выбирает своей специальностью практическую лингвистику.

Учительство и ученичество

Но почему педагогика? Нюрбина Габышева вспоминает, что поступила в Якутское педагогическое училище по совету мамы. А до этого собиралась после 8-го класса ехать в Ленинград. Родившись в арктическом улусе, девочка мечтала о теплых краях и профессии цветовода. Питер не юг, но по сравнению со Среднеколымским улусом гораздо более теплое место. Родители не решились отпустить дочь так далеко. А цветы превратились... в детей. Педагогика, уверена учитель года, сродни цветоводству, а самое главное, что своей профессии моя героиня отдается всей душой. Хотя сегодня никаких цветов на домашних подоконниках не видно - за ними просто некогда ухаживать! И хобби как такового Нюрбина Николаевна не имеет, хотя с удовольствием иногда вяжет, да и рисует неплохо. Двое детей - сын и дочь - привыкли видеть маму склонившейся над тетрадями или не видеть вовсе, когда она уезжает на очередные курсы... Даже декретный отпуск брала всего один раз на три месяца. Дочь Нюрбины, сегодня уже взрослый и  самостоятельный человек, кстати, живущий в «городе мечты» Петербурге, часто вспоминает, как оставалась с младшим братом и грустно спрашивала: «Куда ты, мама? Опять учиться?» И как Нюрбина отвечала: «Учиться никогда не поздно».
Фраза, увы, немного затасканная, оттого стала банальной. Но ведь она очень правильная! И особенно в случае с Нюрбиной Габышевой, которая учится постоянно, каждый день, несмотря на солидный педагогический стаж. Это качество, по-моему, поражает каждого, кто ее знает. И это качество делает ее настоящим учителем.
Даже из жизненных и педагогических ситуаций якутский филолог всегда извлекает уроки. После окончания Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова Габышева оказалась в школе, которую окончила когда-то, среди учителей, у которых когда-то училась. Нюрбина вспоминает: «Как-то раз я с опозданием пришла на урок, всего на 2-3 минуты. Захожу - нет учеников. Я их вызываю, устраиваю разнос, пишу докладную... А завуч, которая была в школьные годы моей учительницей, говорит мне: «А ты сама подошла во сколько? Дети подождали минуту и ушли...»  И тогда я извинилась перед детьми. Это был для меня хороший урок. Я поняла, что, прежде чем требовать, надо начинать с себя. Я говорю детям, что учитель - человек, который имеет право на ошибку. Никогда не ругаю ребят, когда у них нет тетрадей, ручек, потому что понимаю, что сама могу забыть что-то. Года три назад писала на доске сложную синтаксическую конструкцию и ошиблась. Девочка меня подправила. Я была так рада этому! Момент, когда ученик учит учителя, невозможно забыть, это для меня высшая точка».

Конкурс и клуб
И уж тем более конкурс «Учитель года» стал для Нюрбины Николаевны огромным стимулом для познания, самосовершенствования! Еще раз подчеркну, не пьедесталом, на который кое-кто встает, чтобы на себя полюбоваться, а уникальной школой.
Вот он, ответ на традиционный вопрос, зачем вам конкурс. Внешняя причина, конечно, знакома многим участникам «Учителя года России»: попросили поучаствовать, начальству не откажешь... Но настоящая такая: несмотря на желание быть в тени, «просто» учить детей, Нюрбине Габышевой было очень любопытно испытать себя, посмотреть со стороны, проанализировать свою работу и выслушать оценку экспертов, конечно. Конкурс огорчал тогда, когда надо было выходить на сцену, говорить о себе (хорошие слова, само собой), зато очень радовал, когда была возможность узнать что-то новое, пообщаться с коллегами, с учителями-мастерами: «Мне очень понравилось! Конечно, все устали. Но зато прекрасные остались впечатления. Мне показалось, что между участниками даже конкуренции никакой не было. И группа, в которой я через испытания шла, мне попалась замечательная. Если бы была возможность встречаться с коллегами каждый год, было бы просто замечательно. Когда подумаешь, что это было один-единственный раз, становится грустно...»
Нюрбина признается: «Сам процесс подготовки к конкурсу был замечательный! Узнала много нового, познакомилась с интересными людьми. Когда я стала готовиться к всероссийскому финалу, к нам приезжали лауреаты и победители «Учителя года России» разных лет: Вячеслав Вахрамеев, Петр Галанюк, Николай Белозеров. И вдруг я поняла, что наших местных учителей не знаю. Позвонила в Институт развития образования и говорю:  «Дайте мне адреса наших, республиканских учителей». Мне дали координаты, организовали поездку, я в нескольких якутских школах побывала, в одной сельской, посмотрела уроки. Я от этого тоже получила удовольствие. Конкурс позволяет увидеть еще и местный образовательный потенциал».
Такие учителя года, как Нюрбина, очень нужны конкурсному движению. Она уже стала его частью, деятельным участником республиканского клуба «Учитель года». Нюрбина Николаевна - человек, на которого во время всевозможных мероприятий, которые придумывает и организует клуб (главный выдумщик - председатель, историк Юрий Кынатов), можно положиться. Ведь всем известно, что любое мероприятие нужно не только придумать, но и провести. И если придумать может одна голова, то для организации нужно множество рук! «Я обычный человек, полки за собой повести не могу, - смеется Нюрбина. - Но я могу быть верной идее».

Гимназия и гимназисты
Мы с Нюрбиной говорили несколько часов с перерывами. Очень интересно было общаться. А я еще и старалась разговорить ее, заставить рассказать побольше о себе. Это непросто, когда имеешь дело с таким скромным человеком, который ставит себя, увы, ниже, чем заслуживает. И упорствует в этом, а настойчивости Нюрбине Габышевой не занимать, я это точно знаю, потому что, как и она, Телец по гороскопу.
Вот она восхищается коллегами по Верхневилюйской республиканской гимназии им. М.А.Алексеева, куда пришла 8 лет назад и даже завучем поработала, да эту должность с удовольствием и оставила - не хватало времени на преподавание и не хотелось командовать никем...
«Здесь каждый человек личность. Когда я начала работать, то первое время была просто ошарашена. К кому ни подойди - участник конкурса, кандидат наук, пишет научную работу, организовывает международную конференцию... Каждый имеет за плечами что-то».
Рассказывает с увлечением о детях, которые приезжают в гимназию из разных улусов, местных здесь не так много. Приезжие живут в интернате, к сожалению, очень ветхом строении, которому не один десяток лет. Тепло в деревянном здании только стараниями технических сотрудников гимназии, душ самодельный. С бытовой точки зрения непросто. Кто-то не выдерживает, уезжает домой. Те, кто остается, вырастают самостоятельными людьми не только в смысле навыков самообслуживания, но и в смысле самоорганизации. Выпускники часто приезжают в гимназию увидеться с любимыми учителями, школьными друзьями. И обязательно спрашивают,  не построили ли новое здание интерната. Фундамент и первый этаж долгожданного общежития возникли, как ни странно, в трудные 90-е годы. И с тех пор дальше дело не продвигается. Почему-то нет денег в республике на такое важное для образования здание...
О деятельности самой Нюрбины Николаевны собираю информацию по крохам. И опять  удивительно скромное отношение к своей работе: «Я учитель русского языка и литературы, но я не носитель культуры. Если бы я была директором, я бы брала учителями русского языка только носителей культуры». Наверное, в этой идее есть рациональное зерно. Но с другой стороны, учитель, для которого русский язык, культура, литература  родные, изначальные, не сможет до конца понять якутских детей, для которых русский - иностранный. Нюрбина своих учеников понимает.
Например, они со школьниками активно занимаются исследовательской работой. «Когда я пришла в эту школу в первый раз, заметила, что дети неправильно подписывают тетради. Стала спрашивать ребят, они заинтересовались, взяли справочник склонений имен, стали изучать. Написали работу «Склонение нестандартных якутских имен на русском языке». Много исследований можно проводить в курсе русского языка. А литература мне нравится, потому что на уроках литературы детей можно воспитывать».
Но  на уроках литературы происходит не только усвоение ценностных установок, но и та же кропотливая исследовательская работа, которая по душе ребятам. Сама была тому свидетелем. Восьмиклассники анализировали текст рассказа Льва Толстого «После бала». И как же подробно они разбирали все детали - образы, место действия, цвета, краски! Делали это ответственно и по-взрослому, а Нюрбина Николаевна все их открытия воспринимала серьезно, как будто они ее коллеги.
Исследовательская работа - это не просто дань моде или образовательной реформе. Недавно ученый, кандидат филологических наук первый заместитель Института развития образования и повышения квалификации Республики Саха (Якутия) Николай Бугаев подтвердил, что Нюрбина Габышева интуитивно идет в правильном направлении. Он объяснил особенность мышления якутских детей. Оказывается, дети других национальностей сначала, условно говоря, осваивают А, Б, потом В, Г и так далее. А маленькие якуты сначала осваивают А, затем А1, А2, А3... То есть уходят в глубь предмета изучения. Отсюда любовь к исследованиям.
- Какая ваша главная задача на уроке? - спрашиваю я Нюрбину.
- Главная задача - разговорить детей. Чтобы у них не было языкового барьера. Правильно или неправильно, грамотно или неграмотно - должны говорить. Некоторые учителя сразу поправляют детей, когда они делают речевые ошибки. Я стараюсь во время ответа их не перебивать. Иначе дети закрываются, причем на много лет.
А умение хорошо говорить по-русски для гимназистов, которые собираются поступать в вузы Центральной России, - это все. Так что без всякого пафоса Нюрбина Габышева дает своим ученикам шанс пробиться в жизни. И она смело может этим гордиться. Оставаясь при этом скромной провинциальной учительницей. Ведь как гордо это звучит! Словно народный артист России...

Республика Саха (Якутия), фото автора