Михаил Иосифович открыл для себя свою профессию еще в школьные годы. В то время его семья жила в Риге, там был кукольный театр, который настолько впечатлил, что Михаил начал делать с друзьями во дворе свои кукольные спектакли, изготавливая кукол, декорации. В 1970 году Колтунов окончил театрально-художественное техническое училище и начал работать в театре-студии «Жаворонок», потом перешел на «Союзмультфильм», где проработал более 20 лет. На «Союзмультфильме» он, надеясь на успешное будущее, начал с рабочего, ведь там трудились такие киты, как Федор Хитрук. Но пробиться из рабочей категории в творческую оказалось делом очень сложным. Но так получилось, что первых кукол - Моцарта, Черного человека - Михаил Иосифович сделал для мультфильма Вадима Курчевского «Тайна запечного сверчка». После этих работ Курчевский поговорил с директором студии, и Колтунова перевели в творческую категорию, он стал делать кукол для многих ныне известных фильмов. Больше всего ему запомнилась работа с режиссером Иваном Уфимцевым, который любил интересные персонажи, реализовывал необычные идеи. А Михаил Колтунов мог делать разных кукол, понимая, что плоская кукла отличается от объемной, что для современной куклы нужно не просто воссоздать эскиз, но и правильно расположить механизмы управления куклой. Сегодня это важно, для того чтобы делать интересные фильмы. Преподаватель колледжа Михаил Колтунов продолжает работать над мультфильмами. Например, шесть лет вместе с Гарри Бардиным делал мультфильм «Гадкий утенок», в котором соединены компьютерные технологии, кукольная анимация и многое другое, считая, что компьютерная анимация - это, безусловно, далекоидущие технологии. Конечно, в куклах, созданных руками, говорит Михаил Иосифович, есть свое особенное обаяние, но компьютер очень облегчает работу при создании макета куклы, позволяя быстрее справляться с работой.
Периодически колледж устраивает дни открытых дверей и в их рамках проводит небольшие конкурсы работ, мастер-классы для студентов. Сюда приходят заниматься даже люди, уже имеющие другое образование, например экономическое, и находят себя именно в этом творчестве. На самом деле эта специальность привлекает немногих. Студенты, поступая на эту специальность, не представляют себе, чем они будут заниматься, относятся к театральным куклам как к игрушкам из магазина. Между тем Колтунов убежден, что создание кукол - мужская профессия, хотя сейчас в колледже по ней учатся большинство девушек. Кстати, они достойно выдерживают эту профессию, так как настойчивые, умелые, обладают хорошим вкусом. Студенты-кукольники учатся живописи, рисунку, изучают искусство, все это в совокупности, считает Колтунов, создает настоящего культурного человека, который может добиться многого. Многие его выпускники поступают в педагогические вузы, куда их берут с радостью, поскольку у них уже есть образование, они готовые художники, остается только заложить основы педагогической науки. Охотно берут выпускников колледжа во ВГИК, в МГХПА имени Строганова, в ГИТИС. «Профессии у выпускников могут быть разными, но в большинстве своем они связаны с творчеством - оформители, дизайнеры, - рассказывает Михаил Иосифович. - В советское время было проще - после окончания образования человека отправляли работать по распределению. Если он уезжал в другой город, то ему там гарантированно давали квартиру, хорошую должность. А сейчас человек должен самостоятельно искать себе место работы. Наш колледж старается помогать своим студентам, устраивая некоторых в театры».
Раньше самым любимым театром для Колтунова был театр Образцова, но после того как не стало Сергея Владимировича, театр для него померк, утратил свою яркость, теперь Михаил Иосифович любит московский театр марионеток, считая его очень живым театром. Свой досуг известный кукольник отдает реставрации икон, для него это занятие схоже с его профессией, потому что требует сосредоточенности, кропотливого труда, все это сложно, но очень интересно.

Анастасия СУХАРЕВА, ученица лицея №507, спецкор студенческого пресс-центра московских колледжей