В понятие личной безопасности входят психологические и физиологические составляющие. Психологическую безопасность можно определить как совокупность условий, обеспечивающих сохранение психики человека, целостности личности, развитие и деятельность индивида при взаимодействии со средой, возможность предотвращения и устранения угрозы, выбор такой среды, которая создает защиту от психологического насилия и обеспечивает психологическое здоровье.
Образовательная среда - неотъемлемая часть социального мира человека. Поэтому образовательные учреждения - важные объекты обеспечения безопасности. К числу факторов, препятствующих созданию на уроке безопасной социально-психологической среды, можно отнести высокую ответственность и психологическую напряженность труда учителя, его ориентированность на результат обучения, оценивание со стороны, агрессивное отношение со стороны учащихся и родителей; высокую утомляемость детей на уроке, их неуверенность в себе, скованность, замедленный темп деятельности, трудность переключения с одной деятельности на другую.
Образовательная среда на уроке перестает быть безопасной при нарушении благоприятных социально-психологических условий. К таким нарушениям относятся, например, недостаточное внимание педагогов к учащимся, нетолерантное отношение к другим культурам, необъективное отношение к ученикам со стороны преподавателей и одноклассников. С другой стороны, дружеский климат, теплое и доверительное отношение учителей и воспитателей к своим подопечным, объективное оценивание способностей учащихся, снижение психологической напряженности на уроках увеличивают безопасность социально-психологической среды на уроке.
Главные понятия при изучении психологической безопасности - это «психологическая травма», «опасность», «психологическая угроза». Согласно энциклопедическим словарям психологическая травма - вред, нанесенный психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды и стрессовых воздействий других людей на его психику. Факторами низкой психологической безопасности в образовательной среде могут быть недоукомплектованность преподавательского состава, недостаточная материально-техническая оснащенность.
Одной из главных опасностей считается неудовлетворение потребности в общении между личностями, что приводит к асоциальному поведению человека, отрицательному отношению к школьному коллективу и ухудшению физического и психологического здоровья личности. Этому также способствуют переходный возраст, переход из средних классов в старшие, что может привести к затягиванию адаптации к новым условиям.
Риск для психического здоровья учеников - несоответствующий уровень требований предмета реальным возможностям учащихся, сложные взаимодействия преподавателя и учеников, нежелание активных действий на уроках, отсутствие взаимопроникновения школьных предметов, сложность в выполнении домашних заданий. Недостаточность социально-психологической безопасности в межличностных отношениях ученика и педагога впоследствии приводит к нежеланию учащихся обращаться за помощью к преподавателю.
Необходимые условия психологической безопасности на уроке - это:
- доверительное отношения друг к другу;
- уважительные и внимательные взаимоотношения;
- дисциплина (если она не устанавливается как жесткое давление на учащихся и как наказание).
При создании безопасной социально-психологической среды на уроке важную роль играют разрешение конфликтных ситуаций на взаимовыгодных условиях (без физического воздействия), способность услышать друг друга, возможность выражения точки зрения, умение контролировать эмоции и нести ответственность за свои слова и поступки.
Чтобы обеспечить высокий уровень психологической безопасности, нужно использовать такие наиболее важные принципы в образовательной среде, как опора на развивающее образование, главная цель которого не обучение, а развитие эмоциональной, социальной и духовной сферы сознания; психологическая защита и поддержка прав на безопасное взаимодействие всех субъектов в образовательной среде; формирование социально-психологической умелости: умений и навыков, которые дают возможность правильного выбора своего жизненного пути и соответствующего поведения, самостоятельного анализа и решения проблем, исключают психологическое насилие.
Реализация этих принципов позволяет осуществлять профилактику и коррекцию состояния беспомощности, характеризующего социально-психологическую незащищенность личности. Внутренняя беспомощность - это угроза в образовательной среде, где социально-психологический уровень безопасности низкий.
Передовой педагогический опыт, обобщенный в интернет-источниках, позволяет выделить основные критерии и показатели благоприятной социально-психологической среды на уроке.
Критерии благоприятной социально-психологической среды на уроке:
- оптимизм, жизнерадостность - на уроке должны быть жизнерадостные, бодрые, оптимистичные взаимоотношения между учениками, строящиеся на принципах взаимопомощи и сотрудничества;
- взаимное уважение - ученики должны усвоить нормы уважительного отношения ко всем, поддержание слабых, помощь новичкам;
- развитие личностных качеств, способствующих созданию комфортного социально-психологического климата, - на уроке ценятся такие качества личности, как трудолюбие, бескорыстность и ответственность;
- нацеленность на высокие достижения - все ученики должны быть активными, энергичными, настроенными на получение высоких показателей на уроке;
- сопереживание, искреннее сочувствие - неудачи учащихся на уроке должны сопровождаться искренним сопереживанием одноклассников;
- инструктивность - ученикам в начале урока сообщают не только тему, но и порядок ее изучения, что приводит к снижению уровня тревожности перед видами определенной деятельности, которая предстоит;
- позитивный эмоциональный настрой - в начале урока преподаватель должен создать эмоциональный настрой на работу у всего класса, нужно, чтобы образовательный процесс был обогащен позитивными, положительными эмоциями, так как они стимуляторы таких психических процессов, как внимание и память, ведь образы, которые воспринимались эмоционально, лучше запоминаются;
- поощрение самостоятельности, учебной инициативы, повышенная степень самостоятельности, атмосфера заинтересованности всех учеников на уроке - возможность достижения успеха для тех учеников, которые не очень успешно работают в группе, в коллективе;
- индивидуализация обучения - учитель должен применять специально разработанный дидактический материал, разного уровня задания, которые позволяют ученику выбрать форму и вид материала при решении задач; использование дифференцированных заданий помогает ученикам с низким темпом работоспособности выработать устойчивую мотивацию к более качественному и быстрому выполнению работы;
- рефлексия - в конце урока учитель должен обязательно обсудить с детьми, что они узнали нового и что им понравилось при изучении материала;
- комплексный характер оценивания - оценивание в конце урока проводится не по одному критерию или виду работы, а по всем параметрам, по конечному результату и пути его достижения.
Очень важны основные эмпирические показатели благоприятной социально-психологической среды на уроке. Показатели эмоционального фона: вербальные - словесное выражение оптимистичного настроя к процессу взаимодействия с учениками, невербальные - добрая улыбка, смех, спокойный и позитивный тон. Показатели способности к сотрудничеству: вербальные - высказывание заинтересованности в мнении и идеях других, обращение к ученикам с уточняющими вопросами «Как ты считаешь?», «Тебе это нравится?», невербальные - демонстрация внимательного выслушивания. Показатели эффективности взаимодействия: вербальные - словесное подтверждение решения задач, удовлетворение результатом, невербальные - жесты, которые выражают удовлетворение от проделанной работы при подведении ее итогов.
Создание ситуации успеха - один из факторов обеспечения социально-психологического комфорта на уроке. В психологии успех рассматривается как состояние радости, удовлетворения конечным результатом, к которому личность стремилась в своей деятельности. При состоянии успеха у ученика может сформироваться более сильная мотивация к дальнейшей деятельности, повыситься самооценка. В том случае, когда успех постоянный, начинается цепная реакция, которая высвобождает скрытые возможности личности. Ситуация успеха на уроке - целенаправленная деятельность, сочетающая в себе условия, при которых создается возможность достижения значительных результатов.
В работах А.Белкина выделены три вида успеха.
Предвосхищаемый успех. В основе этого успеха лежат ожидания, надежды или упование на чудо, при выполнении заданий на уроке ученик в состоянии предвосхищаемого успеха уверен в том, что решает задание верно и получит за него положительную оценку.
Констатируемый успех. Ученик в своей деятельности достигает положительного результата, фиксирует это достижение и радуется ему.
Обобщающий успех. Ожидание успеха в деятельности на уроке постепенно становится устойчивой потребностью ученика, это дает состояние уверенности в самом себе, хотя есть опасность, что ребенок начнет переоценивать свои возможности.
Проблема современных учеников заключается в низком уровне тех коммуникативных навыков, которые помогают быстрой адаптации на уроках, что создает атмосферу страха и одиночества, рождает чувство неуверенности или замешательства. Выполнение специальных упражнений в начале урока помогает решить проблему межличностного взаимодействия. На уроке желательно экспериментировать с разными стилями общения, усваивать и отрабатывать какие-то новые навыки взаимодействия, при этом ощущая психологический комфорт.
Для установления эмоционального контакта учителю нужно использовать различные игры и упражнения, в которых учащиеся могут высказаться о своих чувствах и эмоциональном состоянии. Бывает так, что ученик не может прямо говорить, что он чувствует, из-за скованности, это легко можно преодолеть в играх с масками, которые выражают те или иные эмоциональные состояния. При использовании таких упражнений преподавателю гораздо проще следить и корректировать эмоциональное состояние подопечных, помогать преодолевать негативные эмоции.
Используемые на уроках упражнения такого характера можно разделить на:
- упражнения, которые формируют уважительные отношения между учащимися и учителем, формируют интерес к одноклассникам и мотивируют на дальнейшее совместное обучение;
- упражнения, которые помогают сплотиться, создают приятную атмосферу для командного выполнения заданий, формируют ответственность за свою работу в группе, помогают выработать чувство коллективизма;
- упражнения, которые развивают восприятие и понимание партнеров, учат владеть средствами вербального и невербального общения на уроке;
- упражнения, которые развивают коммуникативные навыки, позволяют преодолеть барьеры в общении, развивают умения выражать и аргументировать свое мнение.
Таким образом, создание безопасной социально-психологической среды на уроке представляет собой реализацию учителем комплекса условий, обеспечивающих защиту всех участников учебного процесса от психологических угроз, успешное сохранение и развитие их физического и психического здоровья. Безопасная и комфортная социально-психологическая среда необходима для наиболее эффективного обучения, воспитания и личностного развития учеников, для их благоприятного физического и эмоционального состояния. Для создания такой среды на уроке необходимо учитывать физиологические и эмоционально-личностные особенности каждого ребенка, выбирать и корректировать стили общения, создавать для учеников ситуации успеха.

Анна КАЛИНИНА, психолог ЦО №1925