Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Под метапредметными (то есть надпредметными) действиями мы сегодня понимаем умственные действия учащихся, направленные на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К метапредметным результатам освоения выпускниками основной школы программы по химии относятся:
    использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ и моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
    использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
    умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
    умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
    использование различных источников для получения химической информации.
Для развития всех этих умений для учащихся на уроках химии необходимо создать определенные психолого-педагогические условия, условия развивающей образовательной среды. Наиболее благоприятная среда для достижения метапредметных результатов обучения - это проблемно-интегративное обучение в условиях сотрудничества учащихся друг с другом и с учителем.
Разберемся по порядку со всеми составляющими названной модели обучения.
Почему проблемное обучение? При выявлении учебной проблемы учащиеся задействуют многие операции мышления, проводя в том числе анализ и синтез учебного материала. Процессу поиска решений предшествует выдвижение гипотезы, которое позволяет связать имеющиеся у учащихся знания воедино, способствует развитию творческого мышления. Для решения выявленной проблемы учащиеся используют различные источники знаний, устанавливают связи между знаниями и умениями. Решение проблем также подразумевает и применение различных методов научного познания, в том числе системно-информационного анализа и моделирования.
Почему интегративное обучение? Предлагая пути решения учебной проблемы, учащиеся осуществляют синтез и применение знаний из различных предметных областей, таким образом формируется научное мировоззрение, представление о единстве научной картины мира.
Почему обучение в сотрудничестве? Диалогический способ познания при общении ученика с учителем и с другим учеником - основа формирования представлений о научном знании как результате совместной деятельности людей. Если организовать процесс решения учебной проблемы в условиях совместной поисковой деятельности, то результатом станут знания, умения и опыт деятельности - индивидуальное и в то же время их общее достояние. В процессе сотрудничества у школьников развивается умение проникаться общими мотивами, стремление соотносить свои интересы с общественными интересами. Сотрудничество учащихся при решении интегративных учебных проблем можно организовать различными способами. Один из самых распространенных - это обучение в малых группах. При этом учащиеся одной группы, как правило, находятся на разных уровнях интеллектуального развития, что достигается путем формирования разноуровневых или случайных групп. Например, при изучении в 9-м классе темы «Углерод и его соединения» полезно обсудить с учащимися экологические проблемы, связанные с добычей и применением природных углеводородов, например проблему парникового эффекта. Как правило, парниковый эффект и проблему глобального потепления климата связывают с увеличением концентрации углекислого газа в атмосфере из-за огромных масштабов сжигания углеродсодержащего топлива, но необходимо подвести учащихся к преодолению этого стереотипа и осознанию многофакторности данной проблемы. Основной целью этого урока на метапредметном уровне становится обучение школьников использованию одного из методов научного познания - системно-информационному анализу, проведению многоаспектного анализа проблемы. Учащимся предлагают в группах ознакомиться с информацией из различных источников о влиянии некоторых факторов на климат Земли. В процессе обсуждения прочитанного в группах учащиеся формулируют одну из причин глобального потепления и оценивают степень ее влияния на климат нашей планеты. После групповой работы проводится фронтальное обсуждение и заполнение схемы на доске. Проанализировав причины, учащиеся предсказывают возможные последствия глобального потепления и формулируют основные пути решения этой проблемы, например, использование альтернативных источников энергии, топлива, не содержащего углерод, применение новых технологий очистки выбросов, озеленение нашей планеты и другие.
Таким образом, метапредметные умения или умение учиться важно развивать у учащихся в современном мире, мире быстрого устаревания и обновления информации. В таких условиях способности к самостоятельному познанию во многом определяют успешность человека, его возможности к самореализации в различных областях нашей жизни.

Яна ИВАНЦОВА, учитель химии школы №1360 с углубленным изучением математики