Участниками круглого стола, как всегда, стали представители ведущих издательств, выпускающих учебно-методическую литературу, окружные методисты по русскому языку и литературе, руководители школьных методических объединений, заведующие библиотеками образовательных учреждений, учителя русского языка и литературы. На круглый стол были приглашены ведущие издательства («Дрофа», «Русское слово», «Вентана-граф», «Баласс»), представители издательств подготовили выставку учебно-методической литературы, обеспечили участников мероприятия каталогами с исчерпывающей информацией об изданиях-новинках.
В режиме диалога и свободного обсуждения участники круглого стола решили проинформировать образовательные учреждения столицы о списке рекомендованных и допущенных учебно-методических комплектов (УМК) по русскому языку и литературе во избежание ошибочных действий при реализации механизма самостоятельного определения образовательными учреждениями содержания списка учебников и учебных пособий для средней и старшей ступени общего образования на новый учебный год, необходимых для доукомплектования школьных фондов, в том числе с учетом требований ФГОС ООО.
Как известно, проблемам общественно-профессиональной экспертизы УМК сегодня уделяют особое внимание. Перспективная задача круглого стола - к 2015 году вывести столичный регион на уровень активного участия общественности в экспертной оценке современных УМК.
Каждому участнику был выдан пакет методических материалов, включающий фрагмент Федерального перечня на 2013-2014 учебный год, касающийся преподавания русского языка и литературы, буклет с проектом перечня специальных курсов повышения квалификации, которые предполагается организовать с привлечением авторов современных учебников, а также разнообразные материалы от издательств.
С приветственным словом к его участникам обратилась заведующая кафедрой филологического образования МИОО Людмила Дудова, которая подчеркнула, что уже стало доброй традицией приглашать на эту ежегодную встречу авторов классических и новых УМК, ведущих специалистов крупных издательств, совместно с педагогической общественностью Москвы открыто и объективно обсуждать достоинства и недостатки школьных учебников, учебных пособий, их соответствие или несоответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Участники круглого стола ознакомились с кратким обзором материалов по нормативно-методическому и информационному обеспечению введения ФГОС ООО, при этом основное внимание было уделено утвержденному в декабре 2012 года Федеральному перечню учебников на 2013-2014 учебный год, общей структуре документа, получили советы по рациональному пользованию им. Сам перечень снова серьезно увеличился и стал больше на 375 наименований; количество издательств, попавших в перечень, выросло еще на 4 позиции - с 34 до 38; причем издательства «Просвещение» и «Дрофа» занимают почти 50% общей доли списка, среди других крупных образовательных издательств расстановка сил такова: «Вентана-Граф» - 312 наименований, «Мнемозина» - 275, «Русское слово» - 246, «Баласс» - 152. Выбор учебников для использования в образовательном процессе нынче производится в пределах списков учебников, определенных образовательным учреждением в соответствии с образовательной программой, которая утверждается исключительно образовательным учреждением (пп. 23 п. 2 ст. 32, п. 4 ст. 55 Закона «Об образовании в РФ»).
Круглый стол прошел в пять раундов. В рамках первого раунда - «Познакомимся» - каждое издательство представило одну из учебных линий, прежде всего акцентируя внимание на соответствии учебников требованиям ФГОС второго поколения. Слушатели в это время в письменном виде готовили вопросы авторам (каждое издательство имело цветовую маркировку, в финале с помощью цветных карточек участники круглого стола отдали предпочтение одному из издательств, что стало основанием для определения этого издательства как издательства, особо признанного профессиональным сообществом столицы).
В перерыве между раундами участники круглого стола посмотрели конкурсные фильмы «О школьном учебнике замолвим мы слово...», подготовленные учителем Центра образования №548 Екатериной Белкиной и талантливым молодым педагогом школы №587 Яной Петровой.
Второй раунд - «Блиц» - был призван углубить представления участников круглого стола о тех или иных методических ориентирах современных издательств. В рамках этого раунда представители издательств должны были очень быстро ответить на пять таких непростых вопросов, как:
- Предусмотрены ли в вашем УМК задания, ориентированные на проектную деятельность?
- Есть ли задания, связанные с организацией групповой работы?
- Есть ли задания, связанные с организацией парной работы?
- Есть ли задания на рефлексию?
- Содержится ли в учебнике(ах) дифференциация заданий по уровню сложности?
Перед нами развернулась настоящая борьба между издательствами за право стать лидером позитивной общественно-профессиональной оценки. Надо сказать, что за две недели до круглого стола его организаторы провели анкетирование московских словесников, и тут было над чем задуматься. К примеру, на вопрос «Преподавая предметы в параллели, вы работаете: по одному учебнику, двум, трем или более (нужное подчеркнуть)», учителя дали ответы, которые говорят о многом:
- по одному учебнику - 70%;
- по двум - 30%;
- по трем или более - 0%.
Среди трех слабых сторон современных учебников по русскому языку учителя чаще всего отмечали:
- сокращение дидактического материала;
- учебные ситуации далеки от проблемных;
- несовременный материал для уроков развития речи.
На вопрос: «Почему этот учебник стал основным в вашей работе?» - ответы респондентов распределились таким образом:
- этот учебник коллегиально выбрали родители - 0%;
- это мой личный выбор - 30%;
- этот учебник определила администрация - 20%;
- этот учебник есть в школе - 50%.
Наконец, на предложение назвать три обязательные характеристики, которым должен отвечать учебник, используемый в условиях реализации ФГОС, педагоги прежде всего указывали:
- тестовые задания;
- визуализация;
- межпредметность.
Третий раунд круглого стола назывался «Издательство - издательству»: представитель одного издательства задавал вопрос представителю другого издательства. Не менее провокационным и неожиданным стал четвертый раунд под названием «Есть вопрос!»: участники круглого стола на протяжении дискуссии адресовали представителям издательств интересующие их вопросы, а во время четвертого раунда должны были получить ответы на них.
Своеобразным релаксирующим моментом встречи оказалось выступление руководителя проекта «Краски и звуки» в галерее современного искусства Александра Смольянинова. Мы прекрасно понимаем, что кроме учебника в распоряжении современного учителя должен быть целый арсенал дополнительных учебных средств. Вот об одном таком инструменте с богатейшей дидактической палитрой и рассказал Александр Смольянинов.
В пятом, заключительном, раунде - «Свободный микрофон» - каждый слушатель мог в свободной форме высказать вслух свои суждения, мысли, соображения.
Какое же издательство, по мнению участников круглого стола, было признано самым убедительным, в наибольшей мере сориентированным на реализацию требований ФГОС ООО? Независимая оценка оказалась весьма интересной и показательной. По сути дела, голоса участников распределились примерно одинаково в отношении всех 4 издательств. Это означает только одно: само многообразие современных УМК в первую очередь стало важнейшим аспектом введения ФГОС, критерием его демократической направленности. Но самый главный выбор - выбор УМК, по которому будут учиться дети в данном образовательном учреждении, должны коллегиально сделать все субъекты образовательного процесса.
Подводя итоги, участники круглого стола приняли такие решения.
    Прежде чем запускать процесс доукомплектования, необходимо обеспечить школы в равных пропорциях каталогами всех издательств, представленных в Федеральном перечне. Более того, желательно предложить школьным библиотечным фондам все ныне действующие УМК Федерального перечня (по 1 комплекту для ознакомления библиотекарей, педагогов, родителей и учащихся). Этот механизм, как показал опыт прошлого года, до сих пор не отлажен. Учителя, на наш взгляд, в искусственно созданных условиях, как правило, выбирают не новинки, а то, по чему они учили много лет. Здесь срабатывает известный учительский комплекс консерватора. Поэтому скорейший переход на ФГОС второго поколения с таким положением дел осуществить практически невозможно. Тем более что учебники, соответствующие ФГОС второго поколения, - это прежде всего и есть новинки. Кроме того, необходимо предусмотреть больший период времени для формирования школьными библиотекарями списков-запросов. Немаловажным оказывается и вопрос оформления бланков заказа, он не всегда четко соответствует Федеральному перечню именно по форме, подчас провоцирует выбор только определенных учебников.
    Учителя Москвы не все осознают, что инициатива учить школьников по тому или иному УМК исходит прежде всего от самого педагогического коллектива, хотя выбранный учителем УМК должен соответствовать образовательной программе образовательного учреждения. Это должно быть четко прописано в официальных документах, по которым в методических объединениях школ будут проведены специальные заседания методических активов с целью определиться с выбором подходящих для того или иного образовательного учреждения УМК.
    Недопустимо включение учебников в Федеральный перечень без значительного периода апробации, все сведения о периоде апробации, его участниках, результатах, проведенных коррекционных работах должны быть публично представлены вместе с Федеральным перечнем, что служит доказательством валидности УМК для использования в образовательном процессе.
    Необходимо обеспечивать школы бесплатными учебниками и учебными пособиями для занятий по элективным курсам, а также каталогами интернет-ресурсов.
    С учетом того, что Москва - особый регион в области образования, необходимо позволить школам закупать некоторые учебники и пособия сверх предложенного в Федеральном перечне.
    В преддверии запуска процесса доукомплектования поручить кафедре филологического образования МИОО составить Методические рекомендации по учебно-методическому обеспечению преподавания русского языка и литературы в 2013-2014 учебном году. Их адресат - окружные методисты, заведующие школьными библиотеками, учителя русского языка и литературы. Примерная структура методических рекомендаций: независимые рейтинги востребованности тех или иных УМК в текущем учебном году, аннотированные списки УМК, вошедших в Федеральный перечень на 2013-2014 учебный год, рекомендации по их использованию в образовательном процессе, дополнения Федерального перечня в части элективных курсов и интернет-ресурсов.

Роман ДОЩИНСКИЙ, председатель Московской ассоциации учителей русского языка и литературы