Система начального профессионального образования за истекшие десятилетия показала свою востребованность и устойчивость. Но существующие проблемы в системе не могут не волновать педагогические сообщества. К числу таких основных проблем профессионального образования относятся низкая заработная плата педагогов и мастеров производственного обучения, что приводит к нехватке педагогических кадров; несоответствие источников финансирования учреждений начального профессионального образования и рынка труда, для потребителей которого осуществляется подготовка кадров; отсутствие у учебного заведения средств на учебную литературу и учебные пособия; сокращение инвестиций предприятий в развитие материальной базы, слабое участие работодателей в решении проблем. Практически ликвидирован социальный институт базовых предприятий, за счет которых традиционно осуществлялось обеспечение производственного обучения и производственной практики оборудованием, инструментами, материалами. Это значительно усложняет не только подготовку квалифицированных кадров, но и профилирование образовательных учреждений в соответствии с потребностью рынка труда. Существующая нормативно-правовая база не обеспечивает эффективного финансирования НПО. Сегодня, как никогда, необходимо повышать привлекательность системы НПО для потенциальных инвесторов, обеспечивать направление государственных ресурсов, выделяемых на подготовку незанятого населения по профессии, преимущественно в колледжи, разрабатывать новые структуры, сочетающие профессиональную и общеобразовательную подготовку по НПО.