На одном классном часе мы со студентами затронули вопрос о качестве жизни. Я спросила ребят: «Что в вашем понимании настоящая, качественная жизнь?» Ответы были неоднозначными. И все же многие факторы качества жизни в представлении молодежи совпадают: благополучие в семье, здоровье родных; желание получить хорошее образование, любимую профессию, достойную зарплату; чувствовать себя самодостаточным человеком; общаться с интересными людьми, иметь верных друзей. Лишь в одном мнении были единогласны все: нужны знания для благополучной, качественной жизни. Правда, некоторые молодые люди свели понятие «качество жизни» до банального материального благополучия - состояние внутреннего комфорта, не связанного с социальной успешностью. Рассуждения об отсутствии прямой зависимости качества жизни от качества образования завели их в тупик.
Спор вокруг понятий качества образования и качества жизни определил тему дискуссии: качество образования - это то, что помогает жить или выживать или же все-таки позволяет чувствовать себя достойным и полезным человеком? Вот поэтому я убеждена в том, что повышение качества образования начинается с воспитания.
Мы вспомнили с ребятами прогрессивные идеи русских просветителей, стремившихся к развитию науки для улучшения условий и уровня жизни, от М.В.Ломоносова и Петра I до Ф.Достоевского и Л.Толстого. В эпоху Просвещения образование становится неотъемлемой частью жизни: активно создаются училища и школы, академии и университеты, в народном фольклоре рождаются актуальные до сих пор высказывания: «Ученье - свет, а неученье - тьма», «За одного ученого двух ученых не дают».
Один из моих воспитанников привел пример целеустремленной, качественной жизни литературного героя, прототипа ученого, доктора Яшина. Речь пошла о Базарове из романа И.Тургенева «Отцы и дети». Вряд ли ученый-бессребреник, всю жизнь посвятивший поиску вакцины для избавления людей от брюшного тифа, думал, сколько денег ему принесет его открытие. После аргументированных доводов прения сторон утихли. К концу нашей беседы подавляющее большинство ребят согласились с мнением о том, что важность и нужность образования умалить нельзя, ведь связь между образованием и качеством жизни очевидна: хорошее профессиональное образование - престижная работа - достойный уровень жизни - реализация потребностей - счастливая, качественная жизнь.
Принятая в Москве государственная городская программа «Столичное образование» на 2012-2016 годы охватывает все ступени образования от дошкольного до высшего. Этот документ основан на неразрывной связи качества образования, неотъемлемой его части, сохранения здоровья, переходит в достижение социального благополучия и конечного результата - самореализации на основе полученных знаний. Именно в системе образования закладываются компетенции развития личности, необходимые современному человеку, чтобы реализоваться в последующей качественной жизни.
Категория качества становится символом прогресса и выживаемости цивилизации, появляются понятия качества жизни, качества общественного интеллекта, качества управления, качества систем «человек - техника», качества информации. Подобрать оптимальные средства для формирования гармонически развитой личности, стремящейся к полной, качественной жизни, могут только высококвалифицированные педагогические кадры. Наверное, это и есть моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, вливающегося в души моих учеников.
Размышляя о своем жизненном пути, я понимаю, что не могу провести грань между тем, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Я не работаю мастером, я передаю свой опыт. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас. Мое педагогическое кредо: «Каждый обучающийся - личность». Моя задача - найти в каждом ученике самое хорошее, ценное и дать этому развитие.
Сегодняшнее социально-экономическое положение в стране требует от педагога решения важных задач - дать качественное образование молодым специалистам, подготовить к жизни творчески мыслящих, инициативных людей, способных прожить достойную, счастливую жизнь. В этом я вижу свое предназначение как мастера производственного обучения.