Школьные психологи уделяют большое внимание различным психологическим проблемам своих подопечных - тревожности, социализации, страхам, формированию навыков, обучению успешности. И только одна проблема, как правило, считается не очень существенной, поэтому ей уделяют незаслуженно мало внимания, - это проблема профессиональной ориентации выпускников. Она намного глубже, чем кажется на первый взгляд, и сложнее поддается диагностированию. Если начать психологическое тестирование в 10-11-х классах, то можно не успеть сориентировать школьника, поэтому начинать работу в этом направлении следует уже в 6-7-х классах, для того чтобы к окончанию обучения ребенок если не точно представлял себе будущую профессию, то хотя бы понимал, в какой области ему следует попробовать свои силы. Это не должен быть формальный подход, когда определяется только направление «человек - человек» или «человек - техника». Такую работу следует проводить планомерно, выявляя индивидуальные особенности каждого отдельно взятого ребенка, ни в коем случае не давая рекомендаций на основании отельных тестирований, проводимых от случая к случаю. Необходимо в каждой школе или в каждом школьном объединении организовать профессиональную психологическую подготовку ребят к будущей деятельности. В такой службе должны работать психологи, которые неформально подойдут к решению поставленной задачи.
Кому-то эта проблема может показаться несущественной или надуманной, но скольких трагедий можно будет избежать, если каждый человек сможет найти для себя ту область деятельности, в которой он будет развиваться, учиться и работать, не тратя время до 40 и более лет на поиски самого себя и жить начерно. Конечно, невозможно решить эту проблему абсолютно для всех, как невозможно сделать счастливым все человечество разом, но можно помочь кому-то сделать правильный выбор. Человек, получающий удовольствие от работы, получает более высокое качество жизни, реже болеет, лучше адаптирован к изменениям.
Как тяжело приходится молодым людям, которые на 3-4-м курсах колледжа или института осознают, что неправильно выбрали свой профессиональный путь. Хорошо, если им хватит силы воли начать все сначала, а если нет? Так получаются «специалисты», которые не любят свою профессию, постоянно не удовлетворены своей жизнью. Так начинается разрушение личности человека, которое сказывается не только на его профессиональной деятельности, но и на отношениях в семье. В конечном итоге так появляются люди, считающие себя неудачниками, а я не хочу, чтобы мы жили в государстве неудачников.