Досье «УГ»

Вячеслав Володин родился 4 февраля 1964 года в поселке Алексеевка Хвалынского района Саратовской области. Доктор юридических наук. Профессор, заведовал кафедрой, работал проректором Поволжской академии государственной службы.

В 1996-1999 годах занимал пост вице-губернатора Саратовской области. В декабре 1999 года избран депутатом Государственной Думы. В сентябре 2001 года сменил Евгения Примакова на посту руководителя фракции «Отечество - вся Россия». Член Генерального совета партии «Единая Россия».

- Если пойти по пути, предложенному Минтрудом, моментально произойдет то, чего допустить нельзя: в России будет утрачен контроль за уровнем оплаты труда. Каждый регион начнет устанавливать зарплату, исходя из своих возможностей. Но ведь одни регионы живут богато (их очень мало), другие - бедно (их подавляющее большинство). К тому же даже благополучные регионы необязательно в первую очередь будут заниматься повышением зарплат бюджетников. Мы считаем, что федеральный центр обязан осуществлять контроль как над уровнем заработной платы на всей территории России, так и над системой ее начисления. Во-первых, это единственно возможный подход, при котором люди, которые учат и лечат, будут защищены.

Во-вторых, будут защищены и сами регионы. Если в каком-то из них уровень зарплаты намного ниже, чем в соседнем, это неминуемо приведет к оттоку кадров. Сегодня у нас существуют неперспективные, вымирающие деревни, а появятся целые вымирающие регионы. Предотвратить это можно, только установив федеральным законом базовый достойный уровень оплаты труда работников всей бюджетной сферы страны. А если в регионе есть дополнительные финансовые возможности, ничто не помешает местным властям ввести свои надбавки - законодательная норма, позволяющая это сделать, была инициирована нами и одобрена Госдумой во втором чтении.

На днях под давлением партии «Единая Россия» было принято решение отказаться от рассмотрения концепции реформы ЕТС, предложенной Минтрудом.

Но встает еще одна проблема: сколько должен получать учитель? Сегодня его зарплата едва достигает 50% от средней в промышленности. Это копейки. Выпускник института, придя в школу, может рассчитывать на 800-900 рублей в месяц. Учитель со стажем 15-16 лет получает максимум 1700 рублей. В прошлом году мы жестко поставили перед правительством вопрос о повышении зарплат работникам бюджетной сферы. И нужно сказать, нашли понимание. Так, было принято решение о повышении на 33% зарплаты «федеральным» бюджетникам. По нашей инициативе была в 3 раза увеличена надбавка за ученую степень. Кандидат стал получать 300 рублей, а доктор наук - 1500 рублей прибавки. Однако рекомендация центристов о том, что аналогичное повышение должны провести у себя регионы, так и осталась благим пожеланием. Решение об увеличении зарплаты на своем уровне приняли всего 18 субъектов РФ. Другие ссылаются на нехватку средств.

Этот опыт наглядно показал, что, стоит только отдать вопросы начисления зарплаты на откуп регионам, может случиться непоправимое - пострадает именно учитель. Столкнувшись с этой проблемой, мы обратились в правительство. Не найдя поддержки там, пошли к президенту. После его вмешательства вопрос наконец-то удалось решить. Сегодня Министерство финансов должно выделить порядка 10 миллиардов рублей для того, чтобы регионы смогли провести повышение заработной платы. И теперь каждый учитель с 1 октября получит прибавку в объеме 33% - независимо от того, в сельской школе он работает или городской.

Теперь нужно сделать все возможное, чтобы с 1 января проиндексировать уже новую зарплату - с опережением прогнозируемой в следующем году инфляции. Сейчас идет работа и над иной, оптимальной моделью оплаты труда работников бюджетной сферы. Ведь стыдно тому государству, в котором учителю приходится подрабатывать в нескольких местах и возделывать огород, чтобы прокормиться. Кроме того, он должен иметь возможность выписывать газеты, журналы, покупать необходимую ему литературу. Но бедность диктует совсем иные условия.

Однако не стоит рассматривать проблему образования только через призму зарплаты. Необходимо укомплектовать школы лабораторными материалами, наглядными пособиями, которые не обновлялись на протяжении 16 лет. Нужно создавать новую систему обеспечения школ учебниками взамен утраченной. В сельской местности остро стоит вопрос подвоза детей из отдаленных деревень на занятия.

Одна из серьезнейших проблем - учительские кадры. Особенно это касается отдаленных территорий, где не хватает преподавателей иностранных языков, информатики, а зачастую и базовых предметов: трудно жить и работать там, где нет ни жилья, ни элементарных условий. Наш долг - эту ситуацию изменить. Иначе сельские выпускники так и будут оставаться людьми второго сорта при поступлении в институты. Но ведь дети не виноваты в том, что родители не смогли обеспечить им должный уровень образования.

Должна быть специальная надбавка для педагогов, которые едут работать в отдаленные районы. Считаю, что здесь не надо зацикливаться на Единой тарифной сетке: нет учителя иностранного языка, значит, надо платить ту зарплату, которая обеспечит его приезд на село. В противном случае нарушается принцип равных возможностей, который реализуется во всех развитых странах. Американцам, например, без разницы, где жить - в Нью-Йорке или штате Вайоминг, потому что и там, и там можно получить одинаковое базовое образование. А в России, даже выезжая в соседнюю с Москвой Тверскую область, можно увидеть школы, где нет половины специалистов.

Когда-то мы записали в Конституции, что вопросы среднего образования - прерогатива местных властей. Жизнь вносит свои коррективы: выполнение местной властью обязанностей в сфере образования должно контролироваться государством. Ведь от того, какой будет школа, зависит наше будущее.