Татьяна ВАСИЛЬЕВА, заместитель руководителя Департамента образования:

- Подводить итоги двухлетней работы в рамках пилотного проекта мы решили не в Департаменте, а в школе, которая в свое время вступила в проект на первом этапе, пригласив к разговору директоров других школ - участниц первого пилотного проекта, чтобы реально увидеть, обсудить, что и как изменилось в жизни их образовательных учреждений.
С одной стороны, два года - небольшой отрезок времени, с другой стороны, колоссальный, который позволил не только запустить проект, но теперь уже дает возможность говорить о некоторых его особенностях. Но прежде нужно ответить на вопрос: «Зачем московской системе образования нужен был этот пилотный проект?»
В 2011 году уже стало ясно, что процедура и принципы финансирования образовательных учреждений в столице очень разные. На одну и ту же образовательную программу, регламентированную образовательным стандартом, школы подчас получали разное финансовое обеспечение. Таким образом, не был выполнен самый главный пункт Закона РФ «Об образовании» - равные условия для всех жителей Москвы на получение образования. Собственно говоря, недофинансирование некоторых образовательных учреждений заставило нас задуматься о том, что нужно сделать, чтобы эти равные условия существовали на деле, чтобы у всех детей, проживающих в Москве, было право на получение качественного образования в школе рядом с домом. Так и появилась идея создания пилотного проекта.
Сложившаяся система финансирования столичных образовательных учреждений была, наверное, только поводом, необходимостью задуматься о том, что мы хотим получить в результате реализации пилотного проекта, ведь не только же в выравнивании финансирования по большому счету было дело. Главной задачей стало повышение качества образования, создание условий для того, чтобы это образование было качественным во всех без исключения школах столицы.
Началась реализация пилотного проекта с включения в него 125 школ 1 апреля 2011 года, дальше проект развивался, на втором этапе и третьем этапе в него входили все новые и новые школы. Основная задача проекта - повышение качества образования - сопровождалась решением задач, которые должны были способствовать росту качества образования, развитию профессионального педагогического сообщества, повышению уровня квалификации педагогов и управленцев, повышению качества оборудования в школах, создание условий для информатизации, развития коммуникативных и информативных процессов, повышение включенности родителей в государственно-общественное управление образовательными учреждениями, что нынче становится определяющей развития образования. Ни для кого не секрет, что участие родителей в процесс образования в разных школах всегда был разным, родители совершенно по-разному относились к тому, как они будут участвовать в образовательном процессе, в учебе своего ребенка. Так вот наша задача была еще и в том, чтобы привлечь родителей не только ради процесса как такового, а для того, чтобы они участвовали в государственно-общественном управлении ОУ, в развитии этих образовательных учреждений, контролировали качество образования, чтобы они заказывали это высокое качество образования, а мы - понимали их потребности, потребности того социума, который находится вокруг школы. Именно поэтому вовлечение родителей в управление ОУ и стало одним из важнейших направлений нашей деятельности. Конечно, для нас было важным расширение финансовой самостоятельности школ, использование механизма нормативно-подушевого финансирования. За прошедшие два года, когда шла реализация пилотного проекта, школы прошли достаточно значительный путь развития, но на каждом этапе своего существования - еженедельно, ежемесячно, поквартально - они должны были проводить мониторинг своего развития и смотреть, а достигнуты ли запланированные показатели по качеству образования, по развитию системы образования и образовательного процесса, по привлеченности родителей, по открытости, по росту заработной платы учителей как одному из механизмов профессионального развития учительства.
Процесс реализации пилотного проекта шел под очень жестким контролем и со стороны Департамента образования, окружных управлений образования, профсоюза, Наблюдательного совета за реализацией пилотного проекта, в который вошли представители родительской общественности, журналисты, общественные деятели, депутаты, который возглавили два сопредседателя - уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович и председатель комиссии Московской городской Думы по образованию и молодежной политике Виктор Кругляков. Наблюдательный совет был создан в самом начале реализации пилотного проекта и стал представителем той общественности, что не пассивна, а активна, что известна своей заинтересованностью в развитии системы образования, которая славится своей локомотивностью, которая не оставит в покое и не упустит ни одной мелочи, особенно если это касается прав ребенка, прав москвичей на получение образования. На сайте Департамента образования есть вся информация о Наблюдательном совете, о том, как он работал и чем занимался эти два года.
Спустя два года уже можно говорить о первых результатах реализации проекта. Можно говорить, прежде всего, о росте качества образования. Из школ, участвовавших в первом пилоте, 17 вошли в рейтинг и список школ «Топ-300», это был очень большой прорыв для многих ОУ, такого они не могли себе позволить по разным причинам до вхождения в пилотный проект. Это и создание условий для реализации образовательных программ разного уровня и разной направленности, информатизация и поставка оборудования.
Огромную роль в развитии пилотного проекта, конечно, сыграл профсоюз. Сегодня мы можем говорить, что Московская городская организация Общероссийского профсоюза образования - наш партнер, без которого нам, наверное, не удалось не то что сделать, но даже задумать некоторые вещи. Профсоюз был для нас тем советом, той контрольной группой, которая с точки зрения соблюдения и отстаивания прав учителей рассматривала и рассматривает все шаги в области модернизации образования.

Людмила МЯСНИКОВА, председатель Московского городского экспертно-консультативного совета родительской общественности, член Наблюдательного совета за реализацией пилотного проекта:

- Мы все помним, что у нас в школах были раньше в основном родительские комитеты, которые занимались сбором денег на ремонты и приобретение тех или иных вещей, необходимых для школы, потому что сама школа на все это денег тогда не имела. Сегодня в школах появились управляющие советы. Что такое управляющий совет? Поначалу это был некий совершенно непонятный орган управления, в некоторых школах их создавали, в других были против таких советов, в третьих - не знали, что это такое и зачем нужно. Управляющий совет именно как управляющий совет появился в пилотных школах, тогда стало ясно, что нам всем вместе нужно думать о том, каким должен быть этот совет как действенный орган государственно-общественного управления, какой должна быть работа с родителями, чтобы управляющий совет правильно вошел в жизнь школы, чтоб он не мешал школе, а, наоборот, помогал ей. Поэтому два года пилотному проекту - и мы все еще учимся тому, как выстраивать действенную работу управляющих советов. В Московском городском экспертно-консультативном совете родительской общественности создана комиссия по управляющим советам, она уже начала давать консультации, это консультации юристов, тех председателей управляющих советов, которые прошли этот длинный путь в течение двух лет, поняли, что нужно делать и как можно помочь теперешним управляющим советам, которые только начинают свою работу.

Марина ИВАНОВА, председатель Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования:

- С самого начала реализации идей пилотного проекта профсоюз его поддержал, наши представители вошли в состав Наблюдательного совета. Помимо Наблюдательного совета в городе была создана комиссия по отслеживанию результативности деятельности школ, вступивших в пилотный проект, где мы анализировали в ежеквартальном режиме выполнение всех показателей, которые были установлены 86-м постановлением Правительства Москвы.
Я хочу сказать, что, на мой взгляд, пилотный проект стал революцией в московском образовании. Он стал революцией потому, что, перефразируя ленинскую фразу, кто-то не мог, а кто-то не хотел жить по-старому. Естественно, все это привело к тому, что массово школы города в своем большинстве вступили в пилотный проект.
Если говорить о главном показателе, который всегда отслеживал профсоюз, это, конечно, уровень оплаты труда работников, а не только учителей, хотя основная задача, конечно, касалась именно учителей. Приведу пример: на начало пилотного проекта - на конец 2010 года - начало 2011 года - средняя заработная плата педагогов по городу составляла 36 тысяч рублей, в четвертом квартале 2011 года, то есть на тот период, когда пилотный проект только еще развивался, она составила в среднем около 40 тысяч рублей, в июне 2012 года, когда готовилась основная информация по реализации пилотного проекта для Правительства Москвы, - 55 тысяч рублей, в феврале 2013 года зарплата в среднем превысила 65 тысяч рублей. В сравнении с Российской Федерацией можно сказать, что зарплата московских педагогов в среднем, к сожалению для наших коллег, работающих в регионах, на 1 января 2013 года была выше почти в два раза.
Могу сказать, что пилотный проект позволил в связи с оптимизацией и изменением подходов к финансированию, к механизмам финансирования, к оплате труда в значительной степени повысить оплату труда не только учителей, но и других работников ОУ. В то же время появились критерии оценки деятельности и школы, и руководителя образовательного учреждения, и учителя. Это мы рассматриваем как положительный показатель того, что оценка работы рассматривается с точки зрения достигнутого результата, в первую очередь результатов учащегося.
Для нас как профсоюза очень важно, что этот пилотный проект дает возможность общественности, и в частности профессиональному союзу, усилить свою роль и повысить свое значение, потому что представители профсоюзных организаций не только участвовали в формировании локальных актов на уровне учреждения, они изучали коллективные договоры, исходя из новых условий, вошли в управляющие советы. Нельзя сказать, что это везде выполняется однозначно, что везде такая радужная картина. Тем не менее пилотный проект дал тот импульс открытости школы для профсоюза, он в значительной степени был использован.
Как у каждой революции, у пилотного проекта были три следствия. Начинался сначала период строительства, и этот период вызывал некие сложности в процессе, но ни одна революция, к сожалению, не бывает бескровной. Я не говорю об этом в буквальном смысле, я имею в виду те проблемы, те узкие места, которые требуют своего решения. В первую очередь это то, что сохраняется дифференциация в зарплате учителей не только внутри самой школы, но и по школам. Я не отнесу это к недостаткам пилотного проекта, так как считаю, что проект дает возможность улучшения менеджмента школы, совершенно по-другому представляет роль руководителя учреждения, наверное, по истечении двух лет мы говорим о такой дифференциации, но в первую очередь надо, конечно, смотреть на анализ ситуации в конкретном образовательном учреждении. По результатам анализа показателей заработной платы в одном из округов Москвы ее дифференциация по учреждениям может составлять от 32 тысяч рублей до 89 тысяч в январе, от 36 тысяч рублей до 109 тысяч рублей в феврале. На мой взгляд, это главная проблема, которая повлияет на мотивацию работы самого учителя. Конечно, мы как профсоюз видим и другие проблемы, но думаем, что их в дальнейшем можно решить, проводя анализ ситуации.