Вторым лауреатом - победителем в номинации «Спектакль малой формы» - стала постановка по рассказам Михаила Булгакова «Доктор. Первый год» Химкинского муниципального драматического театра «Наш дом». Оба спектакля в начале апреля были представлены на сцене организатора форума, столичного Театра наций.
Считается, что Гоголь пьесу «Игроки» так и не завершил. Еще одна ее особенность - здесь нет ни одного женского персонажа. Следовательно, никаких любовных интриг? Ан нет, молодой лысьвенский постановщик Илья Ротенберг начинает действие с женщины - прекрасной и таинственной, обладающей для всех персонажей магической притягательностью. Именно ее зловещее лицо выплывает из тьмы сценического пространства в прологе, долго и пристально вглядываясь в зал. Она (Елена Чурилова) появится на сцене не единожды, не произнеся ни слова, но выражая все пластикой по-кошачьи грациозного тела. Для одного из персонажей она любимая крапленая колода, персонифицированная Аделаида Ивановна, для другого - обольстительная Пиковая дама, для всех - аллегория игры, манящей, сексуальной, желанной, но водящей за нос в буквальном смысле.
Захудалый трактир с номерами, где происходит действие, обозначен грубо сколоченными листами фанеры сценического задника со скрипучей дверью да ломберными столами. Тем удивительнее в них персонажи, одетые в черные плащи и широкополые шляпы (художник Мария Белогорцева) то ли по гангстерской моде 1930-х, то ли в стиле культовой «Бригады» об отечественных бандитах 1990-х.
И типажи вовсе не времен Гоголя. Трактирщик (Леонид Кожин), вроде постоянно читающий газету, но на деле зорко наблюдающий за всем происходящим, дабы свой куш не упустить. Колоритны и остальные персонажи: Ихарев (Кирилл Имеров), у которого в минуты волнения и азарта рука начинает биться в конвульсиях, словно нечто отдельное от тела, дипломатично вежливый Утешительный (Михаил Тихомиров) - интеллектуал в очках с постоянной улыбкой, но, по сути, самый безжалостный из этой банды мошенников, угрюмец и явный бандит Швохнев (Анатолий Лепихин), светский красавчик Кругель (Вахтанг Харчилава), неуклюжий верзила Глов-младший (Игорь Безматерных) и его папаша, готовый утомить всех и каждого своим банальным морализаторством (заслуженный артист РФ Олег Павлов). А великолепный Замухрышкин (Валерий Себекин, один из лучших актеров ансамбля) - простодушный циник-стяжатель, готов с первым встречным поделиться своей жизненной философией, которую вообще-то в приличном обществе и озвучить неудобно.
Постановка лысьвенского театра еще раз доказала правоту Гоголя, убежденного, что люди мало меняются. Меняются одежда, манера держаться, отдельные словечки, а суть, пороки, типы те же независимо от времени и пространства. «Этак прожить, как дурак проживет, - это не штука, но прожить с тонкостью, с искусством, обмануть всех и не быть обмануту самому - вот настоящая задача и цель!» - эти слова классика, увы, вызывают аплодисменты и у современной публики...
...Рассказами цикла «Записки юного врача» Михаил Булгаков отмежевал свое медицинское прошлое от писательского будущего. Режиссер и исполнитель роли юного Бомгарда Сергей Метелкин разыграл литературное наследие как по нотам - в спектакле «Доктор. Первый год» задействованы четыре актера, кукла и одно пианино.
Попытки переосмысления «Записок юного врача» в последние годы предпринимались неоднократно и в кино, и на сцене. Интересно, что доктор Бомгард в исполнении Сергея Метелкина больше всего напоминает... повзрослевшего Гарри Поттера, то есть актера Дэниэла Рэдклиффа, сыгравшего главную роль в английской экранизации «Записок...» 2012 года. Однако фильм вышел в прокат позже премьеры спектакля в Лысьве. Видимо, современное прочтение образа честного и стойкого героя ассоциативно связывается с этим вошедшим в массовое сознание персонажем. Между тем Булгаков с блистательной самоиронией списал Бомгарда с самого себя в начале медицинской практики. В первую же ночь ему пришлось принимать роды под прицелом пистолета, и ребенок появился на свет строго по инструкции учебника по акушерству.
«История в трех операциях» - это счастливо произведенные «поворот на ножке», «ампутация» и «трахеотомия», страшный эпизод из рассказа «Вьюга» и курьезы из рассказа «Тьма египетская». Конечно, гениальная проза, но нужно уметь создать высокий темпоритм, достичь пронзительной степени откровения, вызвать сопереживание. Постановщику Сергею Метелкину все это удалось. Спектакль выточен до предельной лаконичности, в деталях - символ и минимализм.
Взять пианино. Оно олицетворяет распластанное под эфиром человеческое тело: медики «надрезают» его, проникают внутрь организма, туда, где жизнь словно готовая оборваться струна. Клавиши издают звуки боли, и эта метафора, как обоюдоострый ланцет при кровопускании. А многонаселенность постановки? Двенадцать второстепенных персонажей играют три артиста: Евгений Крохин, Анастасия Агений и Ирина Крохина - замечательный актерский ансамбль. Перевоплощения моментальны - одним жестом, движением создается характер, за характером - судьба.
«Доктор. Первый год» - это о всех тех, кто выполняет особый долг и делает свое дело, не поддаваясь смертному греху уныния в любых условиях, в любые времена. Говорите, нет героя сегодня? Вот же он - сильный, деятельный, он никуда не исчезал, но ему почти не находится места в современных кино и прозе.
...Что ж, будем ждать новых театральных открытий из провинции. Следующий, одиннадцатый, Фестиваль малых театров России пройдет с 7 по 13 июня 2013 года в Пятигорске. В нем примут участие 13 творческих коллективов, а лучшие спектакли вновь представят малую театральную Россию в Москве.

​Татьяна КОРОТКОВА, Нила ПЕТРОВА