От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь.
В.А.Сухомлинский

Но это не значит, что читали мы исключительно про индейцев или про неземную любовь. Лично я начиная с пятилетнего возраста читала все, что попадало под руку, попросту глотала всю информацию, какая оказывалась у меня в руках. Конечно, это не совсем правильно - вот так, без разбора, читать все подряд. Но, увы, рядом не оказалось наставника, который бы помог разобраться во всей этой информационной «объедаловке». Не скрою, не все и не всегда мне было понятно в том, о чем я читала. Но знаете, я почему-то об этом не жалею. Ведь незнание чего-либо подталкивает человека к процессу узнавания. То есть у него появляется желание разобраться в прочитанном материале. Идет мыслительный процесс. Включаются мозговые центры и стремительно ищутся ответы на неизвестные вопросы. Это сродни спору, ведь в нем рождается истина.
Возможно, многие помнят времена, когда сдавали макулатуру. Как стояли в очередях, дабы получить талончик на приобретение того или иного издания. Сейчас такой проблемы нет. Прилавки книжных магазинов завалены красочными (увы, недешевыми), когда-то страшно дефицитными книгами. Но появилась другая, более серьезная проблема - дети не хотят читать. А как можно научиться правильно выстраивать свою речь, научиться выражать свои мысли словами, не читая литературных изданий?
В наш век скоростей, обилия информации, перегрузки школьной программы отодвигают чтение на второй, а точнее сказать, на второстепенный план. Зачем сидеть за книгой, если в том же Интернете можно найти коротенький пересказ произведения и там же прочитать аннотацию к прочитанному тексту, где критики или аналитики вкратце дадут максимум информации о его содержании? Объяснят, какой герой заслуживает порицания, а на какого нужно равняться. И придут на урок ученики подготовленными в том плане, что «суть» данной книги, рассказа, пьесы им уже известна. Да, как говорится, и бог с ними, лишь бы хоть так заинтересовались, хоть так что-то узнали.
Мне многие возразят (и будут во многом правы), сказав, что список художественных произведений, которые сейчас изучают наши дети в школах, нужно давно подкорректировать. Я тоже так считаю! Давно уже надо пересмотреть списочное наименование произведений, которые до сих пор преподаются в школе. Либо соотнести некоторые произведения по критериям возраста, а многие из них вообще убрать из программы обучения как не соответствующие сегодняшнему времени. А может, еще лучше присмотреться к писателям новой формации, не к тем, которые пишут о том, как хорошо сейчас быть бандитом, банкиром, финансовым воротилой, олигархом (уж прошу прощения за то, что я их всех, таких хороших, в одну кучу), а именно к тем, кто серьезно думает и описывает события современного бытия, не забывая, однако, историческое прошлое как России, так и других стран и даже континентов.
Вы знаете, у меня был прекрасный преподаватель литературы. Зовут его Проскурин Анатолий Емельянович. Он, наверное, и сегодня еще учит ребят этому нелегкому предмету - литературе. Не знаю, кто как, а я на его уроки шла с великим удовольствием. Это УЧИТЕЛЬ от природы. Его уроки обставлялись так, что даже самые закоренелые двоечники слушали программные произведения раскрыв рот. Казалось бы, программа обучения тогда была единой для всей страны, учебник тоже был у всех один (то есть написан одними авторами). Но у остальных преподавателей ученики на уроках зевают, а у этого муха пролетит - слышно. А самое главное - всем интересно!
А сейчас?
Я работаю школьным библиотекарем. Звенит звонок, ко мне залетают (другое слово и подобрать сложно - именно залетают) несколько учеников. И без всякого приветствия громко вещают мне о том, что им срочно, ну вот прямо сейчас нужен такой-то автор, либо, наоборот, называют произведение и смотрят на меня во все глаза, мол, что за man такой, который это начирикал. Я спокойно спрашиваю, когда данная книга нужна.
- Еще позавчера, - просто и без затей отвечают «Сократы».
- Думали, брать или нет. Решили, возьмем. А фиг ли, могут и пару вкатить. А ты книжечку достанешь, мол, и мы не лаптем щи хлебаем. Вот видите - читал, читал...
Вы знаете, я вспоминаю себя, ту, маленькую, которая любила читать запоем. У меня было слабое зрение, и моя бабушка запрещала мне много читать, а тем более перед сном в постели.
Исхитрившись, я брала фонарик и, прикрывшись одеялом, чтобы не поймали на месте преступления, отправлялась в страну ЛИТЕРАТУРИЮ. Боже, как было интересно, безумно интересно читать Беляева! Я переживала за мушкетеров, изучала дедуктивный метод Холмса. Смеялась над таким обаятельно наивным доктором Ватсоном.
Главная задача моего повествования состоит не в том, чтобы пересказывать текст написанного или осуждать писателей, а постараться сделать так, чтобы наши с вами дети стали читать. Чтобы вернулась любовь к книге, к печатному слову. Ведь только там, на обыкновенных книжных страницах можно познать красоту слова. Только читая и осмысливая прочитанное, можно научиться выражать свои мысли правильно, весомо, образно.
Сейчас, и это не секрет, для многих бичом в жизни становится тот факт, что человек не может выразить свои мысли. Очень часто нехватку подходящих слов занимает жестикуляция или, что еще страшнее, мат!
Вы скажете - как же без него, родимого, обойтись, по-другому не получается, а так вполне понятно и доходчиво, по-русски. Тем более некоторые субъекты только его и понимают.
А как же наш русский - великий и могучий?
Слово, произнесенное вслух, но в разных ситуациях и по разным поводам, силу имеет огромную, необъяснимую. Объяснение этому феномену дают разное. Но все сходятся в одном. Слово - вещь материальная. Помните пословицу «Слово не воробей, вылетит, не поймаешь!»?
Правильно! Сейчас говорильня развита намного сильнее. На нас, сердечных, обрушивается масса различной информации. Знаете, такой информационный поток. Я бы лучше сказала сель, что означает - грязевой поток. Именно сейчас, извините за данное слово, прет нескончаемый объем непроверенной, заранее лживой, провоцирующей информации. Как разобраться в этом пустословии, злословии, непонятно. И если непонятно нам, взрослым, то как же юным разобраться в этом хаотичном наборе слов, словосочетаний или просто в сонме тематических терминов?
Вопрос сложный, тем не менее интересный, а попросту актуальный.
Вот тут-то, друзья мои, нам на помощь приходит литература. В самом широком понимании этого слова. Много читая, вольно или невольно, но анализируешь прочитанное. Наверное, не я одна пришла к такому выводу.
Слышу резонный вопрос: а причем здесь чтение книг? Почему я сначала говорила о том, что дети почти разучились читать, а сейчас полезла в подсознание?
Знаете, объяснение этого лежит на поверхности. Просто многие из нас не замечают или стараются не замечать, что при чтении у человека развивается контроль действия. То есть человек, который много читает, овладевает анализирующими навыками. Из несущейся ему навстречу различной информации он, опять же на уровне подсознания, производит корректировку, неосознанно отбрасывая так называемый словарный мусор. Те люди, кто часто пользуется Интернетом, скажут проще - это спам (лишнее, ненужное).
А книга, умно написанная книга, дает ответы на эти, скажем, не совсем простые вопросы.
Вот пример. При чтении художественного произведения, где зачастую содержание не всегда оформлено рисунками, мы тем не менее как бы видим описываемое. В нашем сознании формируются образы героев книг. Мы видим природу, которую видят они. Мы слышим то, что слышат книжные герои. Мы даже чувствуем запахи. Странно? Ничуть! В этом нет ничего странного, это так на нас и наше подсознание действует сила слова.
Мы все хотим походить только на положительных героев повествований. И книга учит нас быть чуткими к нуждам других людей, учит доброте и самопожертвованию. Читая страницы книги, мы живем вместе с ее героями. Мы боремся за справедливость, спасаем животных, осуждаем злые поступки. Мы хотим быть хорошими! И это правильно. Ведь основной задачей художественного произведения считается не только то, чтобы описать ту или иную жизненную ситуацию, а как можно глубже, откровеннее поговорить о ней, выявив «плохие» и «хорошие» стороны описываемого действа. Опытный, умный писатель привлекает наше с вами внимание к своему произведению не только сюжетом. Он на страницах своей книги старается дать оценку происходящему, пусть даже придуманному им событию, и также оставляет своему читателю «поле деятельности к размышлению, вдумчивости и переоценке качеств человеческих ценностей».
Конечно, классика - это то, на что современному сочинителю (можно читать - писателю) нужно равняться. Хотя все мы прекрасно понимаем - время-то другое. Все течет, все изменяется...
О пользе и вреде чтения можно говорить неустанно. Но все-таки хотелось бы остановиться на хорошей ноте.
Читайте сами. Читайте вашим детям, пока те сами не смогут это делать.
Читать ребенку начинайте еще тогда, когда он и говорить-то еще не научился. Помните, он вас слышит! Он вас слушает! Привыкает к речи.
И еще. Надо очень осторожно и грамотно выбирать литературу для чтения, особенно для детей и подростков. Недаром говорят: «Что посеешь, то и пожнешь». Так сейте доброе, вечное. Используйте для этого хорошую литературу, соответствующую возрасту читателя. В этом вам помогут умные люди и, как ни странно, умные книги.

​Ольга ФРОЛОВА, библиотекарь средней школы №14, пос. Новохайский, Богучанский район, Красноярский край