Причем необыкновенного вкуса. Чтобы как можно больше детей могли хорошо и вкусно есть, Департамент образования, изучив опыт организации питания в соседних регионах, закупил в этом году 15 пароконвектоматов. По сути, это огромная пароварка, только с большими возможностями и мощностями. Пароконвекционные печи оборудованы несколькими уровнями, которые позволяют сразу готовить множество блюд. Запахи при этом не смешиваются,полезные вещества в продуктах сохраняются, канцерогенов нет, использование жиров - минимальное. За 15 минут поварам удается приготовить котлеты, гарниры и запеканки. Автомат дает работникам столовой не только экономию времени, но и уверенность, что блюда получатся отменными. Удовольствие это дорогое, но того стоит - за полгода дети распробовали новое меню, и большинству оно пришлось по душе. Тем более что, несмотря на миллионные затраты на оборудование, стоимость питания для родителей не увеличилась. Более того, дорогие «пароварки» дают серьезную экономию воды, продуктов, электричества. Главное, изменились внешний вид еды, ее вкусовые качества, дети едят блюда с удовольствием, - с радостью рассказывает о новшествах Наталья Швец, учитель начальных классов школы №148. Раньше, по словам учителя, на тарелках оставалась половина обедов.
Поставщик оборудования по договору с Департаментом образования провел перед началом учебного года мастер-классы для школьных поваров. Уже понятно, что эксперимент удался, и вскоре, когда ассортимент и качество питания будут тщательно проанализированы, школы Омска оснастят новым оборудованием.
- У нас мечта - купить в школы не только пароконвектоматы, но и аппараты для приготовления пищи на пару при высоком давлении: это еще более диетический способ, - делится планами Светлана Козлова, руководитель сектора содействия в организации питания Департамента образования Омска. - Высокое давление способствует выходу естественных натуральных соков из продукта, позволяя готовить блюда при высоких температурах в собственном соку.

От бутербродов - к борщам
- Организация в школах Омска полноценного питания школьников началась в конце 2007 года, когда были введены новые, более жесткие требования к питанию детей, - рассказывает Ирина Новикова, заместитель начальника отдела санитарного надзора управления Роспотребнадзора по Омской области. - Мы рекомендовали перейти от привычных в конце прошлого века бутербродов, каш и газированных напитков к домашним обедам - мясным и рыбным блюдам с гарнирами, овощами, фруктами, кисломолочными напитками вместо газированных. Также из школьных буфетов исчезли неполезные для детского организма виды пищи - чипсы, сухарики, леденцы и тому подобное. Это крайне важно для выработки у детей правильного стереотипа питания, чтобы дети, приученные в школе к определенному представлению о правильном обеде или завтраке, делали выбор в пользу не гамбургеров, а супчиков.
До 2007 года охват горячим питанием городских школьников составлял не более 40 процентов. Большинство школ не имели даже столовых, в которых оборудование позволяло бы готовить еду из сырых продуктов в полном объеме. В буфетах могли только разогревать пищу. Департамент обратился за помощью к поставщикам продукции школьного питания. И многие откликнулись - установили в школах свое оборудование, на котором стали работать их же специалисты (кроме заведующих производством, подчиняющихся непосредственно директорам образовательных учреждений). Окончательно переломить ситуацию удалось с помощью муниципальной программы по оказанию содействия образовательным учреждениям Омска в организации питания, действующей с 2009 года, - не только установить новое оборудование и мебель, но и пристроить к 20 школам, где места хватало только для буфетов, новые просторные столовые. Сейчас 96,7 процента учреждений переведены на сырьевой цикл работы. Никаких полуфабрикатов, овощи только свежие, фарш для котлет повара делают сами. В 47 школах есть возможность готовить салаты из свежих овощей. В остальных детей угощают вкусными и полезными винегретами. Дело в том, что по СанПиНам сырые и вареные овощи должны храниться и готовиться в разных цехах, и разделить все школьные пищеблоки на зоны - это задача будущего времени. Теперь Департамент образования озабочен тем, чтобы дети ели блюда действительно с пылу с жару. Герметичные мармиты для первых и вторых блюд закупили, отрегулировали работу дежурных - на столы накрывают не всю большую перемену, как прежде, а только за пять минут до звонка с урока. Пароконвектоматы и тут выручают - они оборудованы специальной тележкой, сохраняющей тепло, которая просто выкатывается из аппарата и развозит пищу. Но их, увы, пока немного, а в больших школах, где угощаются сразу 300 детей, кто-нибудь все-таки остается голодным - остывший суп любят немногие. Выход пока один - разносить по столам не тарелки, а кастрюли с горячим супом, но существует и опасение: не увеличится ли количество школьных травм?
Хотя 70 процентов школьников больше не носят в портфеле сухой паек, это не значит, что тарелки после обеда остаются чистыми. Поэтому меню постоянно совершенствуется. Для этого в школах проводят анонимные анкетирования детей и взрослых: что не нравится в работе столовой, что изменить. По желанию «столующихся» и согласованию с Роспотребнадзором в меню учеников 1-4-х классов включили фрукты и йогурты, а у старшеклассников убрали молочные каши - учащиеся, оказывается, предпочитают супы и салаты. Овсянку и перловку из рациона исключили - очень полезны, но дети их не любят. Плохо едят рыбу, но она необходима для ума и роста, и поставщики расширили ассортимент: к минтаю время от времени добавляют дорогую форель, не меняя стоимости обеда.

Дешево и вкусно
- При организации здорового питания школьника рацион подбирается с учетом возраста, нагрузки, климатических условий проживания детей, - объясняет кандидат медицинских наук Ирина Новикова. - Омским детям, например, особенно нужны йод и селен. Эти вещества сегодня есть в продуктах, которые предлагают школьникам, - молоко с йодказеином, йодированные хлебобулочные изделия и соль, молочные продукты с пробиотиками и витаминами.
Здоровое питание не значит дорогое. Родителям оно обходится в 31 рубль за день. Еще шесть рублей с  2009 года город и область,скинувшись, выделили в качестве социальной поддержки. С тех пор голодных обмороков не зафиксировано - даже этих средств хватает, чтобы выпить стакан какао и съесть горячую булочку, которые большинство омских школ пекут сами. А некоторые в прошлом году провели эксперимент - на 6 рублей выдавали хлеб, чай и... суп. По результатам мониторинга, детям и родителям нововведение очень понравилось. С 10 января 2013 года сумма дотации составляет уже 9 рублей, и 85 процентов общеобразовательных учреждений перешли с бутербродного на горячее дотационное питание: каши, гарниры, первые блюда и напиток. Правда, возникла проблема - количество желающих съедать полноценный, а не дотационный завтрак уменьшилось: многие родители решили, что детям хватит и 9-рублевого перекуса.
- Белки, жиры, углеводы - это еще не все. Мы должны научить ребенка правильно питаться, - считает Ирина Новикова. - Больше половины учеников старших классов отказываются от еды в школьных столовых, но это не связано с качеством пищи. Если в начальных классах едят порядка 82 процентов детей, то с 5-го по 8-й класс - только 53, лишь 49 процентов старшеклассников готовы питаться полноценно.
Щепотка соли
Правительство России регулярно настойчиво напоминает регионам о необходимости поднять зарплату учителям, но люди, отвечающие за питание, а по сути - за здоровье детей, в категорию педагогических работников не входят. Сейчас в школах города, во всех 155 школах, на этих должностях трудятся опытные специалисты, но скоро они уйдут на пенсию. А смены нет. Молодежь не хочет получать зарплату в 4,5 тысячи рублей, взваливая при этом на свои плечи ответственность за питание сотни школьников.
- Чтобы принципиально изменить к лучшему систему школьного питания, необходимо комплексное государственное решение проблем в этой сфере, с учетом медицинских, правовых, социальных, финансовых и технологических аспектов, - считает Светлана Козлова, руководитель сектора содействия в организации питания Департамента образования Омска.

Статфакт

    68552080 рублей выделено на укрепление и развитие материально-технической базы школьных столовых Омска в рамках долгосрочной целевой программы «Оказание содействия муниципальным общеобразовательным учреждениям города в организации питания обучающихся до 2014 года».

Омск