Родительское собрание №1 на тему «Агрессия, ее причины и последствия».
«Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло» (Никколо Макиавелли).

Форма проведения собрания: разговор по душам.
Задачи собрания
1. Обсудить с родителями причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.
2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессии, возможных путей ее преодоления.
Вопросы для обсуждения:
1. Причины проявления агрессии.
2. Родительская власть, ее виды и способы влияния на личность подростка.
3. Возможные способы преодоления агрессивности.
Подготовительная работа к собранию
1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.
2. Классный час «Десять моих «я».
3. Сочинение учащихся «Со мною что-то происходит...».
4. Анализ исследований психологической службы школы по проблеме детской агрессивности (по классу).
5. Памятка для родителей.
Анкета для родителей №1
1. Изменилось ли поведение вашего ребенка в последнее время?
2. Бывает ли ваш ребенок агрессивным и грубым?
3. Против кого он проявляет агрессию?
4. Какими средствами вы стараетесь преодолеть агрессию своего ребенка?
5. Находите ли вы понимание у всех членов семьи?
6. Считаете ли вы необходимостью поднимать эту тему на родительском собрании?
Анкета для родителей №2
Родителям предлагается 10 качеств характера. Необходимо отметить те качества, которые у ребенка наиболее выражены, и проранжировать по степени выраженности в поведении ребенка.
«По моим наблюдениям, в характере моего ребенка чаще всего проявляются: доброта, безразличие, сочувствие, упрямство, покладистость, агрессивность, терпение, нетерпимость, сопереживание, эгоизм. Считаю, что следующие качества характера моего ребенка выражены наиболее ярко (далее родители должны перечислить качества)».

Анкета для учащихся
1. Чаще всего я радуюсь, когда…
2. Чаще всего я смеюсь, когда…
3. Чаще всего у меня хорошее настроение, когда…
4. Чаще всего я плачу, когда…
5. Чаще всего я злюсь, когда…
6. Чаще всего я обижаюсь, когда…
7. Мне хорошо, когда меня…
8. Мне плохо, когда меня…

Тест для учащихся
Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите те качества, которые, по вашему мнению, можно отнести к вам. Их должно быть не менее пяти.
Я добрый; я безразличный; я злой; я хороший друг; я терпеливый; я умный; я нетерпеливый; я помощник; я упрямый; я обидчивый.

На классном часе ребята обсуждают проблему собственного поведения в различных жизненных ситуациях, объясняя свое к ним отношение. Семиклассники работают в группах и парах, анализируя 10 черт своего характера, которые, по их мнению, преобладают.
Учащиеся пишут сочинения по предложенной классным руководителем теме. Классный руководитель поясняет задачу:
Со мною вот что происходит:
Ко мне мой старый друг
не ходит.
А ходят в мелкой суете
Разнообразные не те...
Евгений Евтушенко
Иногда с людьми происходят странные вещи. То, что очень нравилось, перестает нравиться, с кем дружил, с тем рассорился, кого очень любишь - обидел. Люди задают себе вопрос: «Почему я совершаю такие поступки и кто виноват в том, что я их совершаю?» Попробуем ответить себе, написав небольшое сочинение-размышление на заданную тему.

Диагностика детской агрессивности
Используя различные диагностические методики, психологическая служба изучает причины детской агрессии. В ее задачу входит выявление скрытой и открытой агрессии среди учащихся и подготовка нужной информации для родителей.

Полезная информация
Практически в каждом классе есть задиристые и драчливые дети, которые постоянно нападают на одноклассников, оскорбляют и обманывают их. Это агрессивные ребята, но причина такого поведения кроется не только в них самих. Ведь агрессия - это отражение внутренних проблем ребенка, которые возникают чаще всего из-за жестокости и безучастности взрослых. С такими детьми нужно работать и родителям, и учителям, и психологам.
1. Обучать агрессивных детей выражать свой гнев другими, более приемлемыми способами.
2. Обучать таких ребят умению владеть собой и развивать в них способность контролировать себя в разных ситуациях, провоцирующих агрессию.
3. Формировать в агрессивных детях способность к доверию, сочувствию, учить их сопереживать.

Ход собрания
Классный руководитель: Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы не только сталкиваемся с разгулом агрессии в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Ее проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют даже малыши. Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

Обсуждение анкет учащихся
Анализ анкет показывает, что чаще всего причиной агрессии отрочества является желание подражать поведению взрослых и кумиров. Кроме этого подростки усваивают навыки социального поведения близких и авторитетных для них людей. Если в своей семье подросток сталкивается с хамством и грубостью взрослых, если родители утвердили такое поведение как эталон общения в семье, то ребенок другим просто не может быть.
Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка, особенно перед чужими людьми, то ребенку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолен, и можно продолжать делать плохо.
Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьей. Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это - ежедневная «школа агрессии», в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства.
Одно из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей - требовательность родителей по отношению к себе и  собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не будет ждать от своего ребенка того, что им самим в ребенке не заложено. В первую очередь требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации.
Однако родители должны помнить, что требовательность - это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной. Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители предъявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды, но и не нужно издеваться над ребенком и необдуманно его наказывать.
Иногда родители сами создают ситуации, которые впоследствии станут поводом к проявлению агрессивности. К примеру: «Сегодня легкие уроки, можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе плохо». Родители этого ребенка не должны удивляться, если через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать или будет требовать от родителей повторения подобных поступков.
Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка. Требовательность оправданна тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается помощь в их решении. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, в том числе и самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый - открыто. Требовать что-либо от детей надо в спокойной и доброжелательной форме, объясняя целесообразность требований.
В своих методах воспитания, в требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг к другу в воспитании ребенка, это дает возможность ему лавировать между родителями, шантажировать их, врать им. Если ребенку удается так поступать длительное время, а затем наступает запрет, это приводит к проявлению детской агрессивности.

Памятка №1 для родителей по предупреждению детской агрессивности
1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
3. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.
7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.
10. Помните, что ребенок - это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Памятка №2
Уважаемые папы и мамы!
Внимательно прочтите эту памятку! Вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить.
Агрессивность ребенка проявляется, если:
- ребенка бьют;
- над ребенком издеваются;
- над ребенком зло шутят;
- ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
- родители заведомо лгут;
- родители пьют и устраивают дебоши;
- родители воспитывают ребенка в нормах двойной морали;
- родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
- родители не умеют любить одинаково своих детей;
- родители ребенку не доверяют;
- родители настраивают ребенка против друг друга;
- родители не общаются со своим ребенком;
- вход в дом закрыт для друзей ребенка;
- родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу;
- родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку;
- ребенок чувствует, что его не любят.
Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь.

Итог собрания
Родители обмениваются мнениями об услышанном в ходе собрания.

Литература для подготовки к собранию
1. Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. - СПб., 1996.
2. Дубровина И.В. Мы живем среди людей. - М.,1989.
3. Коляда М.Г. Шпаргалка для родителей. - Донецк, 1998.
4. Кротов В.Г. Массаж мысли. - М., 1997.

Собрание №2 на тему «Поощрение и наказание детей в семье»
«Наказание - это причинение вреда причиняющему вред. Похвала - педагогический домкрат».
В.Г.Кротов

Задачи собрания
1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье.
2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.
Форма проведения собрания: обмен мнениями.
Вопросы для обсуждения
1. Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.
2. Значение наказания и поощрения детей в семье.
Подготовительная работа к собранию
1. Подготовка анкет для родителей и учащихся по проблеме собрания.
2. Оформление плаката с мнением детей о поощрениях в их доме.
3. Подготовка педагогических ситуаций по проблеме собрания.
4. Оформление памятки для родителей.

Анкета для родителей
1. Можно ли воспитывать ребенка без наказаний?
2. Что может послужить в вашей семье поводом для наказания?
3. Как реагирует ваш ребенок на наказание?
4. Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребенка?
5. Как вы ведете себя по отношению к ребенку после того, как наказали его?
6. Какие меры воздействия на ребенка вы в вашей семье считаете наказанием?
7. Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказания своего ребенка или каждый из родителей делает это в одиночку?
8. Как долго помнит ваш ребенок наказание?
9. Какие меры наказания в вашей семье исключены?

Выдержки из сочинений детей
Отдельно оформляются выдержки из сочинений ребят о тех наказаниях, которые они хотели бы исключить из реалий нашей сегодняшней жизни. Важный показатель этих сочинений - то, что дети хотят исключить те наказания, от которых они сами периодически страдают.
Примеры:
«Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнем, это очень больно. И тогда дети плачут. Мне их жалко».
«Если бы я был волшебником, я бы делал дома без углов. Детей часто ставят в угол. Я это знаю. Ведь я - волшебник».
«Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень плакала, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо, когда не разговаривают».
«Однажды я видел, как мама била мальчика по лицу. Он плакал. Ему было стыдно. Если бы я был волшебником, я бы дал детям возможность менять родителей».

Плакат с мнением учащихся класса о поощрениях
Меня хвалят, если…
Мне дарят подарки, если…
Мне дарят деньги, если…
Мне разрешают, если…
Классный руководитель оформляет плакат в виде статистики мнений учащихся о тех поощрениях, которые они получают от родителей.

Педагогические ситуации к собранию
Ситуация 1
Родители долго думали, что подарить дочери к окончанию учебного года в качестве поощрения за  хорошую учебу. Купили книгу, которая нужна по программе, и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы мне что-нибудь приличное купите! Вот подруге родители велосипед купили!»
Ситуация 2
Одна мама рассказывает другой: «Мой, кроме своих дружков, ничего не знает. Мы его просим с ними не общаться, так он сразу меняется; перестает с нами говорить, если начинаем ему внушать что-то - закрывается в комнате, музыку включит, и никакого контакта...»
Ситуация 3
Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. А однажды, будучи еще только в четвертом классе, он сказал своему отцу: «Еще раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду».
Ситуация 4
В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок резко изменился: все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, он ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.
Ситуация 5
В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т. д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

Ход собрания
Классный руководитель: Уважаемые папы и мамы! Тема нашего сегодняшнего родительского собрания логически продолжает тему предыдущего. Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения. Прежде чем мы перейдем к анализу данной проблемы, давайте обратимся к высказываниям, которые стали сегодняшним эпиграфом нашего собрания.
Родители делятся мнениями по высказываниям, написанным на доске.
Классный руководитель: Давайте посмотрим, каково мнение наших детей по данной проблеме, на что они обращают внимание, что их беспокоит. Но сначала мне как классному руководителю хочется отметить, что в тех семьях, где родители неумело пользуются наказанием и поощрением, уровень тревожности ребенка гораздо выше, а результаты учебной деятельности гораздо ниже. Значит, принуждение как метод воспитания не всегда играет свою положительную роль в формировании личности ребенка, хотя родители им охотно пользуются. Вот об этом и о многом другом наш сегодняшний разговор.
А пока говорят дети...
1. Знакомство родителей с мнениями учащихся по проблеме родительского собрания.
2. Анализ педагогических ситуаций (в группах), родители обмениваются мнениями по предложенным ситуациям.

В родительский дневник
С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят!» и т. д. Это не просто слова. Это метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребенку нужно только повиноваться. Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная личность не может сформироваться в семейном рабстве. Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, что их слабость именно в неуемном родительском требовании. Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, свое мнение. Так в отношения детей и родителей приходит отчужденность.
Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребенка. Он становится неискренним, лживым, прячет свое истинное лицо до определенного времени под маской, которую он себе выбрал, привыкает кривить душой. Все это приводит к тому, что ребенок перестает быть живым и жизнерадостным, он прячет от всех тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с учителем, боясь сказать что-нибудь не так.
Главный метод воспитания - это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

Памятка «Как поощрять ребенка в семье»
1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
2. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
3. Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению.
4. Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
5. Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его их принимать.
6. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы-поздравления и т. д.
7. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
8. Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи.
9. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д.
10. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими разумно.
11. Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним.
12. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.
13. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
14. Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения родителей.
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

Итог собрания
Индивидуальное собеседование с отдельными родителями по их запросам и по рекомендации психологической службы школы.

Литература к собранию
1. Астахов А.И. О школе, о земле, о хлебе. - М., 1984.
2. Кабуш У.Т. Воспитание в современной школе. - Минск, 1995.
3. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 1999.
4. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. - М., 1999.
5. Овчинникова И.Г. Отцовство. - М., 1981.

P.S. Сценарии собраний 3-5 из комплекта родительских собраний в 7-м классе опубликованы на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/663

​Людмила РЯБЕНКО, учитель математики и информатики негосударственной общеобразовательной средней школы «Разум-Л» Москвы, победитель VII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»