Скажем, русский язык и литературу с некоторых пор настойчиво пытаются объединить в предмет «Русская словесность», а биологию, химию и физику - в «Естествознание». Вполне возможно, что к ним присоединят еще и географию, а потом кому-нибудь захочется слить воедино изобразительное искусство и музыку, математику и информатику, ведь они так гармонично подходят друг другу, согласитесь! А главное - сколько лишних часов высвободится под какой-нибудь новый предмет, обязательный для всех!
Так к чему же готовиться на самом деле? А вот этого как раз вам никто не скажет, потому что загадывать здесь дело абсолютно неблагодарное. Кто бы мог сказать еще пять лет назад, что предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» начнут изучать во всех школах страны без исключения? Но благодаря Президенту России Дмитрию Медведеву мы его получили, причем прежде чем были подготовлены квалифицированные преподаватели, созданы комплекты учебных пособий и дидактических материалов. Кто бы мог сказать еще четыре года назад, что старшеклассникам предложат изучать никому не ведомый предмет «Россия в мире»? Однако благодаря разработчикам нового ФГОС (команде издательства «Просвещение») мы его получили, хотя до сих пор никто толком так и не понял, как, по каким программам и книгам его изучать. И кто бы мог подумать еще в начале XXI века, что в 2008 году Минобрнауки РФ выскажет сомнения в целесообразности обязательного преподавания астрономии в средней школе, а в 2013 году православные активисты начнут собирать подписи за отмену ее преподавания не только в школе, но и в вузе? Все говорит о том, что судьба старых и возникновение новых предметов зависят не столько от реальных потребностей, исходящих от общества, сколько от желания и возможностей конкретных лиц, групп и организаций.

Золотой делец
К примеру, чем не понравился Минфину уже существующий предмет «Экономика»? Может быть, тем, что он необязательный и его школы могут выбрать, а могут и нет? Или, может, тем, что преподавание его в ряде школ страны в середине 90-х связано с именем Джорджа Сороса? Так или иначе, но уже с этой осени в пяти регионах страны начнут изучать «Финансовую грамотность». А если затея Минфина покажется удачной, через несколько лет этот предмет предложат всем остальным регионам.
Однако у него есть конкуренты, пусть и не прямые. Например, курс «Основы предпринимательства», который уже преподают в некоторых школах Волгоградской и Новосибирской областей. И пока что вполне довольны результатами. В Липецкой области решили сделать ставку на местные особенности, там предмет «Основы сельскохозяйственного производства» есть в выпускных классах. В Башкирии, которая славится медом, решили преподавать «Пчеловодство», этот предмет ввели в ряде школ Абзеллиловского района. В Москве чуть ли не с середины этого учебного года решили преподавать детям «Городское благоустройство», очевидно, в рамках реализации проектной деятельности.
А вот теперь скажите - если эти предметы понравятся кому-нибудь из руководства страны, что помешает сделать их обязательными для остальных субъектов РФ?

Мы дадим вам para bellum
В наше суровое и неспокойное время безопасность (отдельной личности, школы, страны) - весьма злободневная тема. И это дает право некоторым политикам заявлять о том, что нашим детям явно мало существующего предмета ОБЖ и пора им начать преподавать что-то более конкретное, практико-ориентированное. В частности, как заявил министр образования Свердловской области Юрий Биктуганов, выпускники школ не испытывают тяги к изучению военного дела. А кто Родину защищать будет?! Выход очевиден: необходимо вернуть в 10-11-е классы начальную военную подготовку в рамках предмета «Основы военного дела», незаслуженно вытесненного пресловутыми «Основами безопасности жизнедеятельности».
Инициатива, кстати, исходит от партии «Единая Россия», конкретно - от председателя «Конгресса русских общин» депутата Алексея Журавлева. Да, в некоторых областях новый старый предмет уже опять вернули, но это местные инициативы, а где государственный подход? Депутата поддерживают многие влиятельные люди по всей стране, ссылаясь на опыт других стран. Мол, ребята должны не столько уметь собирать-разбирать оружие и маршировать строем, сколько получить конкретные знания, необходимые каждому военнослужащему. В ряде школ Англии, например, уроки начальной военной подготовки ведут отставные офицеры спецназа, причем делают это в игровой форме. В США, в одном из округов штата Аризона, детей начали обучать нейтрализации террористов, занятия же ведет сам герой Голливуда и мастер айкидо Стивен Сигал. В Казахстане аналогичные занятия на регулярной основе проводят сотрудники специального подразделения ПСН «Арлан» ДВД города Астаны.
Для этого вполне можно использовать уже существующие предметы, в частности ОБЖ и физкультуру, но ведь можно и пойти дальше, развить идею и создать что-то вполне самостоятельное. Есть же в школе предмет «История», но члены Российского военно-исторического общества предложили написать для школьников и отдельное учебное пособие - «Военная история». И президент эту идею, кстати, одобрил.
Шах и мат
Военная подготовка самым тесным образом связана с физической, то есть со спортом. Но ведь и шахматы тоже спорт. А если вспомнить, что Европарламент поддержал план введения в общеобразовательных школах уроков шахматной игры как обязательной дисциплины, становится понятным, куда можно девать «лишний» урок физкультуры.
На сегодняшний день предмет «Шахматы» и без того уже есть в расписании всех школ Калмыкии. Сделано это благодаря инициативе экс-президента республики, президента Международной шахматной федерации Кирсана Илюмжинова. Его опыт взят на вооружение в других регионах. Так, по распоряжению губернатора Кемеровской области Амана Тулеева школьники Кузбасса должны играть в шахматы минимум один час в неделю. Ведь, по словам Амана Гумировича, «этот вид спорта развивает память, логику и помогает планировать свою жизнь». Новый предмет появился в 26 школах Бурятии, в 31 школе Тюмени. Здесь также можно привести в пример зарубежный опыт. В Чили, например, действуют широкомасштабные проекты «Шахматы в школах» и «Шахматы в тюрьмах», в последние годы замечен резкий всплеск интереса к этому виду спорта в Китае, Индии, Украине.
Словом, если мы хотим, чтобы наши дети были умными и могли просчитывать все на много ходов вперед, нам необходим предмет «Шахматы»!

Деликатная тема
В начале девяностых все школьники страны изучали предмет «Этика и психология семейной жизни». Был он нужным и важным, но, как казалось некоторым, чересчур целомудренным. Поэтому появилась идея нового курса - «Основы сексуальной культуры» (варианты - «Уроки здоровья», «Половое воспитание», «Планирование семьи» и т. д.). Считается, что сделано это было на основании президентской программы «Дети России», точнее входящей в нее программы «Планирование семьи», подписанной Президентом России Борисом Ельциным по инициативе депутата Екатерины Лаховой, руководителя политической организации «Женщины России». Злые языки утверждают, будто все это было спонсировано зарубежными спецслужбами с целью растления российской молодежи, поэтому курс вызвал массовое возмущение общественности, в основном религиозной. Однако более логичным кажется другое объяснение - на тот момент во всем мире только и говорили, что об угрозе СПИДа, а бороться с ним, не рассказывая о способах распространения и о контрацепции, не представлялось возможным. Но в итоге начинание очень быстро свели к нулю, а «развратных» энтузиастов публично заклеймили позором.
Тем не менее проблема отсутствия нормального полового воспитания детей осталась нерешенной, правда, к ней теперь подходят с другого боку, справедливо рассуждая, что заниматься этим должна не школа, а семья. Так, в ряде школ Тамбовской области с прошлого года в порядке эксперимента проводят занятия по «Нравственным основам семейной жизни», где упор сделан скорее на психологию общения, чем на физиологию. В случае положительного результата пилотной версии курс будет введен во всех общеобразовательных учреждениях региона. Предмет «Семейное воспитание», основанный на православных традициях, предложил ввести в школе член Миссионерской комиссии, руководитель интернет-журнала для настоящих пап «Батя» священник Дмитрий Березин. Учитывая усиливающееся влияние РПЦ на правящие круги страны, можно ожидать, что идея получит дальнейшее развитие.
А вот в Беларуси решили, что статистика браков и разводов, равно как и ситуация с рождаемостью, напрямую связана с отсутствием полового воспитания. Поэтому губернатор Витебской области Александр Косинец распорядился ввести в школах курс «Брак и семья».
Аналогичную инициативу высказала глава парламентского комитета по социально-культурному развитию Казахстана Айткуль Самакова. По ее убеждению, в школах по примеру Германии и Швеции необходимо вести «Половое просвещение», поскольку нынешние мальчики и девочки - будущие отцы и матери.
Стоит отметить, что осенью прошлого года Россия присоединилась к Конвенции Совета Европы по защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия. А согласно правилам конвенции мы должны информировать школьников об опасностях, связанных с сексуальной эксплуатацией и сексуальным насилием, а также о способах защиты от него. Иными словами, в той или иной форме говорить всем детям об этом вполне возможно - в рамках отдельного предмета. Однако именно этого общественность и опасается, поскольку на слуху инициативы все тех же западных стран. Например, Национальная ассоциация директоров школ Великобритании предложила включить в школьную программу изучение порнографии. И не в старших классах, а с десяти лет!
Другой пример: в 2009 году в Латвии Комиссия парламента по общественным делам и правам человека пришла к заключению о необходимости просвещения молодежи по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья. Было решено ввести отдельный предмет «Социальные знания», включив его в программу основной школы. А теперь латышские педагоги бьют тревогу - они возмущены содержанием предложенных детям пособий, в которых рекомендуется избавиться от гендерных предрассудков и наплевать на половую идентичность.
Но тут самое важное не кто победит в этом споре, а кто сумеет убедить общественность в том, что только введение нового предмета поможет враз решить все существующие проблемы общества. А будет ли это «Семейное воспитание» или «Уроки здоровья» - дело третье...

В поисках смысла
И вот тут на арену выходят монстры религиозного образования и воспитания. Их корифеи заявляют: падение духовности и нравственности можно остановить только с помощью предметов, призванных эту самую духовность и нравственность возродить и воспитать. Причем совершенно необходим именно свой собственный, отдельный предмет, потому что в рамках существующих сделать это якобы невозможно. В свое время именно такой аргумент стал решающим на встрече Медведева с представителями религиозной общественности, после чего и возник вышеупомянутый предмет ОРКСЭ. Несмотря на то что те же самые вопросы рассматривались в курсе истории, мировой и художественной культуры, изо, музыки, литературы и других предметов, этого показалось мало, в итоге пришлось отрезать от них часы, чтобы отдать их новому. Но это еще не все! Так, по мнению заместителя председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи РПЦ протоиерея Димитрия Смирнова, школе нужен предмет «Смысл жизни». Но неужели ни один из существующих (то есть и ОРКСЭ в том числе!) не помогает детям найти этот смысл?
В других странах решить те же самые вопросы, а заодно привить детям религиозную культуру призваны такие курсы, как «Познание ислама» (Таджикистан), «Христианская этика» (Украина), «Исламское религиозное образование» (Германия), «Религия» (Болгария) и так далее. Впрочем, если в ФРГ власти земли Северного Рейн - Вестфалии согласились на это вполне добровольно, то министр образования Болгарии Милена Дамянова выступает категорически против церковных инициатив, заявляя, что «Религия» не станет обязательным предметом в школьных программах.
Зато мы в этом плане ушли гораздо дальше (правда, не совсем понятно куда). В частности, депутат Госдумы от «Единой России» Вячеслав Лысаков предложил преподавать детям предмет «Креационизм», утверждая, что это позволит школьникам более объективно взглянуть на проблему происхождения и развития жизни на Земле. Вполне возможно, что и эту идею при желании можно довести до ума, предложив отдельные курсы для верующих и неверующих, а в перспективе и создав для них свои адаптивные учебники. По этому пути пошел Сергей Вертьянов, учебник которого для 10-11-х классов образовательной школы за глаза специалисты прозвали «православной биологией». Но тогда можно ожидать появления предметов «Исламская физика» или «Иудейская география».

Человек среди людей
Патриотизм - модный тренд последних лет, под эту идею сейчас подгоняют практически все, начиная от конкурсов художественной самодеятельности до экологического воспитания. Конечно, стремление рассказать ребятам об истории и культуре родного края вполне логично. Например, в столице с 1994 года преподают «Москвоведение» (идею введения которого ошибочно приписывают Юрию Лужкову), в Братске по инициативе мэра города Константина Климова с прошлого года в школах был введен новый предмет «История Братска». В Самаре коллектив общественников борется за то, чтобы с сентября этого года власти ввели обязательное изучение «Самароведения». В Бурятии никак не утихает скандал вокруг загадочно исчезнувшего тиража учебника «История Улан-Удэ», написанного специально для школьников. И так далее.
Однако не стоит зацикливаться на своем регионе, считают представители российской партии пенсионеров «За справедливость». Они предложили ввести в школе новый предмет «Народы России и стран ближнего зарубежья», призванный формировать мировоззрение и представление о нашей стране. Письмо направлено в профильный комитет Госдумы и Минобрнауки.
Еще дальше пошел член Совета по международным отношениям при Президенте РФ Рамазан Абдулатипов, который намерен выпустить учебник для младших классов «Российская нация». По мнению Рамазана Гаджимурадовича, книга призвана не допустить «формирования искаженного типа национального сознания, где у человека возбуждается гордыня и возникает убеждение, что твоя нация самая древняя и самая великая, а потому всех побеждала».
Пока суть да дело, руководители образовательных ведомств России и Беларуси утвердили идею введения в школах предмета «Союзное государство». Правда, Дмитрий Ливанов хоть и поддержал своего коллегу Сергея Маскевича, назвав выдвинутую идею неплохой, но намекнул, что эта тема войдет в уже существующие учебники по новейшей истории России. Но что если Маскевич станет настаивать?..
А вот в Азербайджане решили не ограничиваться рамками региона и государства. Там вводят предмет «Познание мира», который дает детям целостное восприятие человека в природе и обществе. Причем к 2017 году планируется охватить все классы. Нечто подобное, но в плане изучения проблем демократии и СМИ с сентября 2013 года планируют ввести в школах Крыма под названием «Человек и мир». И это притом что депутаты автономии намерены в перспективе ввести еще и «Крымоведение».
Похоже, стандартного «Обществознания» тут явно маловато...

И мы еще споем!..
Решение о целесообразности введения тех или иных предметов порой принимается чиновниками без какого-либо общественного обсуждения, по принципу «А что, интересная идея!». Как вы относитесь, например, к информации о том, что с 2014 года в обязательной программе занятий общеобразовательных школ может появиться отдельный урок «Хоровое пение»? Между тем вице-премьер Ольга Голодец в начале февраля отправила в Минобрнауки и Минкультуры поручение проработать этот вопрос. С одной стороны, почему бы и не попеть, тем более что обучать детей будут преподаватели-хоровики, для которых в штатном расписании откроют дополнительную ставку. С другой стороны, а что, это действительно наболело и без этого никак?
Еще можно понять прошлогоднюю инициативу Министерства образования Южной Осетии по введению предмета «Национальная хореография», там без этого никуда. Точно так же можно понять желание президента Киргизии Алмазбека Атамбаева сделать обязательным для изучения всеми школьниками республики национальный эпос «Манас», создав специально для этого отдельный предмет «Манасоведение». Ведь Киргизия без Манаса не Киргизия. Можно даже понять авторов идеи предмета «Теория и практика кибервойн», который с сентября этого года планируют ввести в школах Израиля. Ведь здесь живут лучшие в мире программисты и хакеры.
Но как следует понимать предложение главного психиатра Минздрава РФ Зураба Кекелидзе организовать преподавание в школах предмета «Психология» начиная с 3-го класса? Это было высказано ровно год назад после серии подростковых суицидов. А как известно, именно под горячую руку и принимаются судьбоносные решения, которые все потом расхлебывают. Но как можно говорить о необходимости предмета «Психология» после того, как из школы долгие годы целенаправленно выдавливали штатных психологов?
И чего стоит высказывание председателя Комитета Госдумы РФ по транспорту Сергея Шишкарева о том, что старшеклассникам совершенно необходим отдельный предмет «Правила дорожного движения», поскольку на ОБЖ этой теме уделяют слишком мало времени, а статистика дорожно-транспортных происшествий с участием молодежи удручает? А ведь приди к власти в стране какой-нибудь человек «от транспорта», он ведь наверняка воспользуется случаем протащить еще и эту инициативу, сделав ее обязательной для всех.
И куда прикажете вставить предмет «Выборы», предложенный председателем Санкт-Петербургской городской избирательной комиссии Алексеем Пучниным? Конечно, дети должны понимать суть и важность происходящего на выборах, но не до такой же степени, чтобы носить в портфеле отдельный учебник.
А что делать прикажете со специальным школьным предметом, на котором детям будут рассказывать о пенсиях? Между тем именно эту мысль высказал еще в 2005 году тогдашний председатель правления Пенсионного фонда России Геннадий Батанов.

Вместо послесловия
...Пару лет назад благовещенские студенты решили выяснить, как отреагируют прохожие на информацию о том, что власти якобы собираются ввести в школах новый предмет «Социальные сети». Затея была заведомо скандальной, ибо ничего подобного никто и не планировал. Однако более половины опрошенных неожиданно одобрили эту идею, заявив, что она очень своевременна и современным школьникам действительно полезно знать, что, где и как искать в Сети, как защищаться от киберугроз и грамотно работать с электронными СМИ.
Хорошо, что о результатах этого опроса не узнали наши чиновники и политики. Иначе бы какой-нибудь депутат или представитель организации уже выступил бы с предложением срочно ввести этот чрезвычайно важный предмет.
Хотя... а вдруг подобных предложений до сих пор нет именно потому, что этот предмет действительно нужен?..


Мнения

Светлана МОТОРИНА, мама двоих детей, Москва:
- Блок естествознания (география, биология, химия, физика) слишком перегружен теорией и наукообразием. Мне кажется, нужно иметь общее представление об окружающем мире и законах, в нем действующих. Столько сил тратят дети на зазубривание труднейшей терминологии, к которой многие после школы никогда и не обратятся! Не уверена, что математика в том объеме, как она дается, и информатика с элементами программирования нужны каждому. В наше бездушное время гораздо важнее научить человека понимать себя, слышать других, жить, созидая, а не разрушая. Потому акцент должен быть на гуманитарном блоке: история, обществознание, МХК и, конечно, литература и родной язык в первую очередь, иностранный чуть позже... Нужна психология! Что касается информатики, дети сами очень легко и быстро становятся уверенными пользователями, самостоятельно осваивая ИКТ.

Виктория ГАЗДОВСКАЯ, педагог дополнительного образования, Краснотурьинск, Свердловская область:
- Все предметы обязательной школьной программы необходимы! Я добавила бы в обязательные предметы риторику, основы философских учений, а физкультуру бы дополнила фитнесом и спортивными танцами.

Сергей БУГАЕВ, родитель, Архангельск:
- Природоведение предлагаю включить в географию, а информатику и ИКТ сделать необязательными предметами, оставив их для тех, кто этим интересуется.

Инна РУМЯНЦЕВА, воспитатель детского сада, Солнечногорск, Московская область:
- Блок «Искусство» нужно преподавать либо факультативно, либо объединить его, например, с технологией.

Елена ШКАБАТУРА, учитель истории, Большекарпинская слобода, Родионово-Несветайский район, Ростовская область:
- Я думаю, что изучение всех перечисленных предметов необходимо, надо просто пересмотреть программы каждого предмета и отбросить (если так можно выразиться) несущественное, оставив основное. Слишком уж много подробностей и тонкостей в наших программах, многие дети вообще ничего не усваивают. Мы уже дошли до того, что работаем не на среднего ученика, а пытаемся разжевать хотя бы элементарное.

Татьяна ШАЦКАЯ-КЛИМАХОВИЧ, учитель русского языка и литературы, Брест:
- Мне кажется, нужно всего лишь грамотно организовать профильное обучение в старшей школе, чтобы дети больше времени уделяли изучению того, что им нравится. И тогда все проблемы будут решены.

Валентина ЛОЦМАНОВА, учитель изо, с. Магдагачи, Амурская область:
- Изо нужно оставить для 5-6-х классов, в 7-9-х ввести черчение, без которого в технических вузах и колледжах просто беда. Дети рыдают, видела сама.

Алевтина МОНАСТЫРСКАЯ, учитель математики, родитель и бабушка с большим стажем, пос. Кез, Удмуртская Республика:
- В национальных школах надо уменьшить количество часов на изучение родного языка (люди им потом нигде не пользуются в жизни!). Достаточно 2 часов в неделю (сейчас 4), физкультуры хватит и 2 часов, как это было раньше, а подготовку норм ГТО - факультативно. Изо, музыку - на факультатив, ОБЖ интегрировать в физкультуру и в биологию. За счет этого увеличить количество часов на русский язык и литературу (основа нравственного и патриотического воспитания), на естественные науки. А вот кто ратует за уменьшение часов математики, тот подрывает основы всего образования, так как «математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».

Ирина САРАПУЛОВА, учитель английского языка, Чебоксары, Чувашская Республика:
- Математика, физика, химия, биология стратегически важны для страны и детей, которые проявляют способности к этим предметам. Поэтому таких ребят нужно холить и лелеять, находить для них лучших учителей, дополнительные часы и финансирование, чтобы в конечном итоге вырастить научную элиту страны, которая у нас всегда была и которой мы по праву гордились. Гуманизация и гуманитаризация образования - это палка о двух концах, к сожалению. Наши враги спят и видят, чтобы мы «гуманизировались» до такой степени, что не смогли бы конкурировать ни в одной из высоких технологий. А это было бы грустно...

Юрий ЧЕРНЕЦОВ, учитель физики, Чита:
- Существует проблема преемственности всех ступеней образования. А она в свою очередь связана с требованиями, которые предъявляются выпускнику каждого этапа. Если профильная «средняя» школа становится первой ступенью вуза, то основную школу следует считать средней. Тогда в ней необходимо преподавать те предметы, которые позволят выпускнику поступить туда, куда он может или хочет, - в 10-й класс, профучилище или колледж. Правда, возраст самоопределения у ребят еще не наступил, да и странно 9-летнее образование называть средним. Если же старшую школу по-прежнему относить к средней, то следовало бы отказаться от профильности, несколько усреднить программу (упростив и ЕГЭ). Это даст возможность выпускникам средней школы поступать в любой вуз, а не только в тот, куда его готовили два года. Если говорить о конкретных предметах, надо исходить из того, что гуманитарий без математики, физики, химии, биологии, астрономии на уровне средней школы смотрится как недоучка, однобокий профан, а технарь без гуманитарной составляющей (что бывает почему-то реже) - человек, «подобный флюсу».

Марина ТОРГАНОВА, филолог, с. Мухоршибирь, Бурятия:
- Наши старшеклассники и их родители требуют, чтобы сейчас (в конце учебного года) им оставили только русский язык, математику и те предметы, которые они выбрали для сдачи в формате ЕГЭ, а остальное убрали как ненужные, так как эти предметы «мешают им готовиться к ЕГЭ». Вот наглядный пример того, кому что нужно...

От редакции

На самом деле необходимость в преподавании того или иного предмета должна логически исходить из стратегии развития образования в стране. А та в свою очередь должна вписываться в стратегию развития государства, созданную в контексте той или иной идеологии, которую общество должно как минимум понять, как максимум - принять. Но пока у нас нет четкого понимания, куда идти, школа не совсем представляет, кого и чему учить, а главное - для кого и для чего. И пока не будет сформулирована эта идеология, можно предлагать какие угодно предметы, принципиально ничего не изменится. Вопрос, кто именно должен определить идеологию. Президент? Госдума? Церковь? Или само общество? А может, никто, и она сама должна выкристаллизоваться со временем?..