В этом смысле министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову не повезло. И без того критикуемый за все свои начинания с самого вступления в должность 21 мая 2012 года, теперь он стал объектом яростного неприятия на многих уровнях общества и власти. Из последних событий можно вспомнить его заявления о Российской академии наук, которые мало порадовали почтенных академиков. Но в таких вопросах до конца разобраться могут лишь профессионалы. Масла в огонь для тех, кто не углубляется в сложные материи, подлило, наверное, уже ставшее притчей во языцех «выступление» Дмитрия Ливанова на пресс-конференции при невыключенном микрофоне.
Да и высшая власть страны похвалами министра не особенно жаловала. Менее чем через полгода с момента назначения Дмитрию Ливанову был объявлен выговор. Впрочем, в Указе Президента РФ от 19.09.2012 г. №1304 о назначении дисциплинарного взыскания он значился не один.
Вообще к министрам образования в стране особое отношение - за последние 20 лет общество постоянно требует отставки тех, кто находится у образовательного руля: сказываются специфика должности, отрасль не самая простая, и, конечно, стойкая уверенность бытового сознания части людей в том, что уж они-то точно знают, как лучше учить, и т. д.
Впрочем, с начала XXI века министры, ведавшие вопросами образовательной политики, держались в должностях более или менее продолжительный срок. Нынешний председатель ВАК и ректор РУДН Владимир Филиппов - около 6 лет, его преемник, ныне помощник Президента РФ Андрей Фурсенко - более 8 лет. Что же заставило общество не вытерпеть и года, чтобы заявить недавнему ректору НИТУ «МИСиС» Дмитрию Ливанову о полном недоверии?
Кстати, все министры образования нового столетия являются представителями высшего образования и науки. Может быть, все последние события - следствие накопившейся усталости от вузовских управленцев? Может быть, обществу нужен министр-директор?
Что же касается действующего министра, в СМИ и обществе крепнет мнение, что 17 апреля, когда Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев будет отчитываться о работе перед членами Государственной Думы, будет поставлен вопрос о необходимости отставки Ливанова. А пока вся страна,  начиная от маленьких тесных кухонь до светлых министерских кабинетов, пылает праведным гневом: министра образования и науки РФ отметили новой должностью. На днях Дмитрий Ливанов возглавил Совет по конкурентоспособности вузов, который будет стремиться вывести российские вузы на мировую арену.

Первые итоги

До окончания года с момента вступления в должность министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова остается чуть больше месяца, поэтому имеет смысл описать в делах и решениях, каким выдался для него этот период.

Министр обещал

Из первого интервью новоиспеченного министра, «Российская газета» №5787 от 22 мая 2012 года:
 
«Дело не в количестве вузов. А в том, сколько студентов там обучается за счет государства... Эта цифра может быть уменьшена в два раза с одновременным повышением финансирования для оставшихся мест».

«Прежде всего надо повышать мотивацию хорошо подготовленных выпускников идти в технические вузы... Нужно увеличивать там стипендию... до 10 тысяч рублей в бакалавриате. И активнее привлекать к выплате стипендий работодателей. Одновременно надо повышать уровень преподавания физики и математики в школе. Нужны новые программы и учебники, которые были бы интересны детям».

«Очевидно, что мест должно быть меньше, но стоимость одного студента при этом должна быть значительно выше. Не 60 тысяч, а 200-250 тысяч рублей. Как только мы уйдем от всеобщего бесплатного высшего образования, появятся механизмы, которые помогут привлечь на предприятия ценные кадры... Если хорошее образование будет стоить дорого и человек вынужден за него платить, он сможет взять кредит, а будущий работодатель в обмен на обязательства погасит его».

Министр сделал

У КПРФ целый список претензий:

    Взял курс на сокращение численности бюджетных вузов и бюджетных мест для студентов.
    Поддержал приказ об утверждении ФГОС старшей школы.
    Отстаивал в Госдуме Закон «Об образовании в РФ» в варианте, который ухудшает положение педагогов, студентов, детей и инвалидов.
    Развернул мониторинг эффективности вузов с использованием надуманных и примитивных критериев оценки.
    По инициативе Минобрнауки РФ отменены надбавки за ученые степени и звания для преподавателей вузов.
    Агрессивно выступил против РАН, предложил уйти от модели академической формы организации науки.
    Настроил против себя педагогическую общественность.

«Единая Россия» добавляет реплику и от себя: по мнению депутата Владимира Бурматова, министр подобрал себе сомнительную команду замов.  Они организовали охоту на плагиаторов, хотя сами были пойманы на плагиате.

Некоторые представители ЛДПР и «Справедливой России» также дают негативную оценку деятельности министра.

Цитата

Дмитрий ЛИВАНОВ в интервью программе «Познер» Первого канала 17 марта 2013 года: «Я никогда не рассматривал достижение каких-то позиций иерархических в качестве цели. В этом смысле я, конечно, не стремился стать министром. Но у меня был предыдущий заход на госслужбу. Я работал 4 года в Министерстве образования и науки. Но те годы, когда я был ректором, я занимал довольно активную общественную позицию, открытую. Я выступал по самым разным проблемам, которые я считал актуальными. В том числе и с достаточно резких позиций... А кроме того, я просто считаю, что я могу что-то сделать, я могу что-то изменить. И поскольку я считаю, что изменения необходимы, то мне эта задача представляется важной и интересной».

Юридическая справка

Как увольняют министров

Статья 9 «Назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров» Федерального конституционного закона от 17.12.1997 №2-ФКЗ (ред. от 03.12.2012) о Правительстве Российской Федерации: «Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации... Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры вправе подавать заявления об отставке».

Цифры и факты

По результатам рейтинга министров российского правительства, представленного Всероссийским центром изучения общественного мнения 5 апреля 2013 года, страна оценила качество работы своего министра образования на 2,60 балла из пяти возможных. Несмотря на все разговоры о том, что, как в школе, Дмитрию Ливанову поставили «неуд», по правилам округления это все-таки удовлетворительная оценка. И тем не менее он замыкает список представителей Кабинета министров.

Комментарии

Владимир Викторович ИВАНОВ, заместитель главного ученого секретаря президиума Российской академии наук:

- Недавнее некорректное высказывание министра образования и науки Дмитрия Ливанова в адрес Российской академии наук говорит о том, что в министерстве отсутствует четкое понимание современных глобальных тенденций развития науки. И вообще сегодня у нас в стране, к сожалению, нет четкой, сбалансированной и обоснованной научной политики. То, что пытаются выдать за таковую, не более чем лозунги и разрозненные действия. Красноречивый факт: в Законе «Об образовании в Российской Федерации» о науке не сказано ни слова. Между тем совершенно очевидно, что ни образование не может существовать без науки, ни наука - без образования. 
 
Владимир РОМЕНЕЦ, академик РАЕН, директор института ЭУПП НИТУ «МИСиС», д.т.н., профессор:

- Я помню Дмитрия Ливанова, еще когда он был аспирантом и готовил блестящую диссертацию, качество которой позже признали многие. Затем он стал проректором МИСиС по международным связям. Его всегда отличала четкость: если ему давали задание, всегда выполнял все в срок. Своему вузу он дал многое: укрепил его финансовое положение, увеличил долю средств от оплаты за обучение коммерческих студентов, которая оставалась на кафедрах. Это позволило повысить зарплаты преподавателям, закупить оборудование, сделать ремонт, не затрагивая основной бюджет вуза. Провел реструктуризацию подразделений, выделив институты и наделив большими полномочиями, усилил международную мобильность студентов и преподавателей. Характер у Дмитрия Ливанова непростой. Он упрямый, не любит сдаваться, но всегда поддерживает разумные инициативы. И в то же время может в глаза сказать все, что думает. Своими, по большому счету, верными шагами он, к сожалению, создал себе много противников, не учел сопротивления среды. Он ведь все берет на себя, это в его характере.

Владимир ДЕЛЯН, ученый секретарь ученого совета НИТУ «МИСиС», заведующий кафедрой неорганической химии, д.т.н., профессор:

- Вся эта критика связана с тем, что ситуация в образовании в целом очень тяжелая. Все хотят, чтобы все решилось быстро и безболезненно, но ведь так не бывает. Проблем, и особенно в высшей школе, много, и надо что-то делать, и Дмитрий Ливанов делает. Человек он очень работоспособный и многое сделал для высшей школы, в частности для нашего вуза. При нем университет приобрел национальный статус, поднялся в ряды ведущих. Дмитрий Ливанов ввел обязательную аттестацию для преподавателей с достаточно высокими критериями оценки. Кроме того, он проводил постоянную работу в коллективе, направленную на повышение эффективности деятельности НИТУ «МИСиС».
В своей работе он очень увлеченный человек. Думаю, что критика в его адрес - временное явление, жизнь расставит все точки над i.
Как руководитель он конкретный, никогда не будет растекаться мыслью по древу, всегда точно ставит задачу. Он стратег - был им и остается. Другое дело, кто отвечает за тактику. На местах разные люди, каждый по-своему интерпретирует и решает задачи, потому и реакция на эти решения разная.

Вадим ТАРАСОВ, лауреат Государственной премии Правительства РФ в области науки и техники, заведующий кафедрой цветных металлов
и золота, профессор, д.т.н.:

- Инновационный подход Дмитрия Ливанова к развитию научной деятельности сформировал творческую и конкурентоспособную среду в нашем университете. Во время его работы ректором подготовка научных проектов шла особенно тщательно, каждый из них подвергался глубокой экспертизе. Рассматривались вопросы экономической целесообразности разработок, проводился технический мониторинг и экспертная оценка личного вклада научных руководителей проектов. В итоге из заявленных проектов до финансирования доходил один из десяти. По всем развернутым проектам Дмитрий Ливанов был детально осведомлен, так как принимал непосредственное участие в их обсуждении и отборе. Благодаря такому подходу в университете был создан перспективный план развития научного потенциала, который в настоящее время значительно приумножен. НИТУ «МИСиС» входит в пятерку лучших вузов России  по количеству НИОКР на одного преподавателя.

 
Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции КПРФ Олег СМОЛИН:

- Когда требуешь отставки, всегда надо понимать, кто придет. Среди кандидатур, которые могут обсуждаться, я бы назвал ректора МГУ Виктора Садовничего. Это мое личное мнение.

От редакции

Так что же, Дмитрий Ливанов  действительно перегибает палку и страдает тотальным непониманием роли министра образования, в чем обвиняют его оппоненты? Или он обычный добросовестный министр, который рьяно взялся исполнять указы начальства и настолько укрепился в мысли о правильности своих действий, что готов ломать и строить, невзирая на авторитеты? Естественно, это не всем по духу. И потому недовольные, затаив дыхание, ждут 17 апреля? Озадаченные же размышляют, а нужно ли сейчас стране такое урегулирование конфликта? Нужен ли образованию новый министр? Оправдает ли он все надежды и чаяния? Не повторит ли тех же «ошибок», за которые критикуют Дмитрия Ливанова? Почему в государстве бытует практика немедленно увольнять проштрафившегося чиновника, а не предлагать ему, например, под строгим контролем исправить ситуацию?