Не знаю, и никто, с кем бы я ни разговаривала, не знает и не может однозначно ответить на вопрос о том, почему президентским указом для торжества социальной справедливости в профобразовании был выбран именно 2018 год.
А как людям жить эти годы? Если рассуждать логически, например, артисты или певцы могут подрабатывать в ресторане или ночном клубе. Тамадой на свадьбе тоже можно... Я это говорю не для того, чтобы обидеть, а пытаюсь найти хоть какое-то объяснение тому, почему школьным учителям надо повышать зарплату до средней по экономике в 2012 году, воспитателям детских садов - в 2013-м, а работникам культуры, а также НПО и СПО - в 2018-м? Им эти пять лет есть не надо, не надо одеваться или растить детей?
Ответ - нормальный, серьезный, без сарказма - напрашивается только один. Тех, кто работает в системе начального и среднего профобразования, мало. Учителей в России 1 миллион 380 тысяч, а педагогов и мастеров СПО и НПО всего 210 тысяч. И вполне возможно, что с первого сентября этого года, когда вступит в силу новый Закон «Об образовании в РФ», по которому системы начального профобразования у нас больше не будет и все учреждения НПО должны будут объединиться с техникумами и колледжами, сотрудников общим счетом станет еще меньше.
Ну и самое главное: ни министр образования, ни министр финансов, ни министры промышленности и сельского хозяйства - никто толком не знает, что сегодня делать с системой начального, среднего или объединяемого профессионального образования. Как ее реформировать? И чего можно ожидать на выходе, после всех реформ? Как изменить ситуацию, когда на заводах средний возраст токарей - 60 лет, рабочие профессии самые востребованные на рынке труда, но вопреки этому училища и техникумы в большинстве своем по-прежнему будто на обочине жизни и с протянутой рукой? Кстати, с января 2012 года, когда все учреждения среднего профобразования были переданы на региональные бюджеты (с НПО это сделали несколько лет назад), обстановка только ухудшилась.
А что же с зарплатами? В прошлом году Андрей Фурсенко, еще будучи министром образования, на совещании у Владимира Путина доложил, что средняя зарплата мастеров и педагогов в профобразовании составляет примерно 17 тысяч рублей. Кстати, там же и тогда же бывший министр даже проговорился о подготовке некой программы повышения зарплаты для работников СПО и НПО к концу 2013 (!) года. Теперь вот ни программы, ни повышения... Одно, правда, было, кажется, на 6% в октябре прошлого года. Много это или мало?
Совсем недавно, в марте нынешнего года, Центральный совет Профсоюза работников народного образования и науки РФ распространил по региональным профкомитетам интересную информацию - сравнительные данные средней зарплаты в регионах со средними показателями заработков в учреждениях НПО и СПО. Так, в Белгородской области среднемесячная заработная плата по экономике за 2012 год составила 21600 рублей, в НПО - 14610, в СПО - 15651 рубль. В Воронежской области средняя по региону - 21201 рубль, в училищах и лицеях - 13603 рубля, в техникумах и колледжах - 14850 рублей. В Курской области первый показатель - 19849, в НПО - 14391, в СПО - 15414 рублей. В Липецкой области средняя по экономике - 21698 рублей, а в начальном и среднем профобразовании показана одинаковая сумма - 13893 рубля. В Орловской области средняя по экономике - 18256 рублей, в учреждениях НПО - 12034, в СПО - 15292 рубля. В Тамбовской области - 17909 в экономике, 12608 рублей  в НПО и 12661 рубль  в СПО. Как видите, отставание повсеместное и значительное.
Если говорить в целом о ЦФО, то наименьшая средняя заработная плата в начальном профобразовании зафиксирована в Орловской области, наименьшая в среднем профобразовании - в Брянской области (12530 рублей), а максимальные цифры - в Москве (43182 рубля и 58678 рублей соответственно). Если не учитывать эти «абсолютные» величины, то лидерами (не считая Московской области, где средние показатели всего на 20 тысяч меньше, чем столичные) окажутся Калужская, Ярославская и Тульская области, в которых средние показатели зарплат в НПО составляют 19849, 17756 и 16869 рублей соответственно. По учреждениям СПО они чуть больше.
Думаю, картину хорошо дополнят рассказы самих работников НПО и СПО.
Говорит Татьяна Стаханова, председатель профкома профессионального училища №53 города Воронежа:
- Когда идет речь о средней зарплате, надо обязательно учитывать, что у нас практически весь педколлектив, все мастера и педработники работают на полторы ставки. А ставка у нас, как и в школе, - 18 часов. Сегодня базовый оклад у мастера 5690 рублей, у преподавателя - 5740 рублей. Эта сумма умножается на коэффициент 1,4. В итоге получается около 8000, и добавляются начисления с этой суммы - за высшую категорию, за статус лицея и т. д. Поэтому за декабрь 2012 года у педработников вышло 13956 рублей. В январе - 19070 рублей (получили годовую премию), в феврале - 12526, в марте - 12013 рублей.
Всего у нас 49 педработников и мастеров производственного обучения. Люди берут полторы ставки, а то и больше, чтобы хоть что-то заработать. Иначе просто не на что жить. Если сравнивать базовые оклады января 2012 и января 2013 года, получается так: у мастеров было 5126 рублей, стало 5690 рублей, то есть по-настоящему повысили всего на 564 рубля. У преподавателя было 5261 рубль, стало 5740 рублей, повышение  на 481 рубль.
- Татьяна Степановна, как люди относятся к тому, что повышение до средней по экономике вам обещают только в 2018 году?
- Отрицательно относятся! Говорят, что каждый год цены растут бешеными темпами, а зарплата практически остается прежней. У меня дома газовое отопление, за февраль по счетчику пришло 4000 рублей. Хотя еще совсем недавно эта же тысяча кубов газа стоила 1200, потом 2000, а сейчас все 4000. Еще плюс электричество, вода, вывоз ТБО. И везде нам говорят, что все правильно: за газ увеличилось, за вывоз мусора увеличилось, но все правильно! Получается, что если работать только на одну ставку, на эти 5700, умноженные на 1,4, то этого хватит лишь на оплату коммунальных услуг, а на питание уже не остается.
- Вы давно работаете?
- 36-й год, и все время в профобразовании, в одном и том же лицее. Я преподаватель высшей категории, веду спецдисциплину «Кулинария и кондитерские изделия».
- Было ли раньше лучше с финансированием?
- Да, было и так, что за каждый квартал получали премию, а теперь уже лет 6-7 ее не видим. Получаем одну премию в конце года один раз. Еще дают по 500 рублей к 8 Марта и к Дню учителя. Никаких поощрений в сентябре, когда приходим после отпусков. Хотя, например, в соседней школе учителям в сентябре, когда начинается учебный год, дают материальную помощь по 2 тысячи рублей. И в праздники не 500 рублей, а тысячу. Нам, конечно, обидно, мы же тоже преподаватели, тоже учим и воспитываем ребятишек, причем не самых послушных и дисциплинированных, но получается, что мы хуже, что ли? Почему нельзя увеличить базовые оклады, сделать не 5700, а, например, 9000 рублей? Тогда бы люди смогли жить, а не выживать.
Мнение Татьяны Степановны поддерживает и Виктория Борисовна Макренцева, председатель профкома Воронежского государственного музыкально-педагогического колледжа:
- Хватит считать мифическую заработную плату, давайте начнем с базовых минимальных окладов, которые педагоги получают за ставку. У нас базовый оклад у педагога 5280 рублей, а у воспитателя - 5258 рублей. Дальше идет прибавка 15% за статус «колледж-интернат» и за категорию. В итоге у того, кто работает на ставку и имеет высшую квалификационную категорию, базовый оклад составляет 7392 рубля. У воспитателя с высшей категорией - 7361 рубль.
Когда нам говорят о росте зарплаты, всех вводят в заблуждение, потому что считают зарплату, полученную человеком за работу на полторы-две ставки. А если честно взять и посчитать за одну, то выходит, что сейчас люди в детских садах получают больше, чем преподаватель техникума.
В декабре прошлого года Воронежский обком Профсоюза работников народного образования и науки РФ направил всем депутатам Воронежской областной Думы письма с обращением содействовать в повышении заработной платы мастерам и преподавателям учреждений начального и среднего профобразования, а также в специальном выделении средств на хознужды, расходные материалы и ремонт. После передачи на областной бюджет эти расходы просто исчезли из перечня статей, финансируемых для учреждений НПО - СПО областью. Зарплата осталась, начисления на нее, оплата коммуналки, но многие важные статьи расходов будто забыли.
Денег катастрофически не хватает на элементарное выживание профобразования. Поэтому профсоюз и обратился к депутатам областной Думы за поддержкой. Из всех депутатов откликнулся только один - председатель Комитета по бюджету, налогам и финансам Александр Вериковский. Он сделал запрос в областной Департамент образования, науки и молодежной политики, оттуда ответили, что в соответствии с законом Воронежской области от 17.12.2012 №161-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» запланировано увеличение фонда оплаты труда областных государственных учреждений начального и среднего профессионального образования на 59,6 млн руб., что составляет 7,8%.
Для исполнения того самого президентского указа, с которого мы начали разговор, зарплата работников НПО и СПО в 2018 году действительно обещает догнать среднюю по экономике и будет равна (в Воронежской области) 36910 рублям. Тут, конечно, сами собой напрашиваются некрасовские строчки «жаль, только жить в эту пору прекрасную...» и далее по тексту. Но заканчивать не хочу, грустно там все у него. Лучше посмотрим, что обещают до конца 2013 года: средняя зарплата в НСПО - 16096 рублей. В 2014 году - 19965 рублей (это уже больше, чем у работников детских садов, которым обещано 19591 рубль), в 2015-м - 22796, в 2016-м - 26222 и в 2017 году - 29893 рубля. Правда, средняя по экономике будет расти на 3-4 тысячи быстрее, но в 2018-м оба показателя - и этот, и средний в СПО - обязательно сравняются. Так нам обещают.
Одно опасение. Не придется ли ради такого повышения преподавателям и мастерам работать уже не на полторы-две ставки, а на две с половиной или лучше на три?

Воронежская область