К причинам можно отнести плохую подготовку организма ребенка к нагрузке в основной части урока; слабую дисциплину на уроке; нечеткий показ и недостаточно понятное объяснение упражнений; неподготовленность учителя к уроку; неисправность спортивного оборудования и инвентаря, то, что очень сильно перегружаются одни и те же группы мышц; не учитываются индивидуальные особенности учащихся. Подчас ученик плохо знает элементы самостраховки; ученики занимаются в костюмах, которые не соответствуют требованиям физической культуры, и не в спортивной обуви. Сегодня недостаточно количество спортивных залов, многие педагоги вынуждены проводить урок при наличии двух или трех классов в одном спортивном зале.
Словом, на детский травматизм влияет множество факторов, но один из главных все же человеческий! Что же нужно делать для того, чтобы исключить травмы на уроках физической культуры, чтобы ребята бережно относились к своему здоровью и заботились о своей безопасности?
Учитель должен быть профессионалом своего дела, заинтересованным в своем предмете, хорошо его знать и преподавать; применять психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций; быть вежливым, доброжелательным, искренним и любить детей, продумывать содержание каждого урока, не забывать, что ученики с различными группами здоровья, что необходимо дозировать нагрузку и подбор упражнений; тщательно проверять исправность спортивного инвентаря; уделять внимание разминке; требовать от школьников строгого соблюдения правил поведения на уроке, соблюдать расписание звонков; систематически работать с физоргами классов и с другими активными ребятами, обучая их приемам страховки, регулировать физическую нагрузку, наблюдая за утомляемостью учащихся, требовать от школьников, чтобы они приходили в спортивной форме и обуви, напоминать о технике безопасности перед каждым новым разделом.
Надо всегда помнить, что нам, учителям физической культуры, родители доверяют здоровье детей. Если будем стремиться устранить причины, вызывающие несчастные случаи (растяжения, ушибы, вывихи и более серьезные спортивные травмы), то в наших школах быстро пройдут все детские травмы и на уроки физической культуры ребята будут приходить с радостью и желанием. Главное - научить ребенка выполнять упражнения так, чтобы он знал последовательность «от простого к сложному», дозировку и свои функциональные особенности.
Нельзя формировать или небрежно относиться к собственному здоровью, необходимо приобщаться к культуре движений, культуре физической. В этом залог здоровья, долголетия, а следовательно, результат дальнейшей полезной деятельности для общества и государства.